Эксперты оценили рекламный рынок блогеров в России в 60 млрд рублей

Рынок блогеров в России оценили в 60 млрд рублей. 80% всех инвестиций приходятся на 500 крупнейших рекламодателей, оставшиеся 20% — на десятки тысяч брендов из сегмента МСП.
Комитет по инфлюенс-маркетингу Ассоциации коммуникационных агентств России при участии Аналитического центра Российской индустрии рекламы (АЦ РИР) проанализировал объем российского рынка блогеров. По экспертной оценке, основанной на данных аналитических платформ WhoIsBlogger и Yoloco, совокупный объем рынка в прошлом году составил порядка 57-60 миллиардов рублей.
80% всех инвестиций приходятся на 500 крупнейших рекламодателей, оставшиеся 20% — на десятки тысяч брендов из сегмента МСП. Лидером по распределению бюджета в прошлом году был YouTube с результатом в 48% (около 27,6 млрд рублей). Telegram и Instagram* (*принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена) занимают примерно по 20% (по 11,5–11,6 млрд рублей соответственно). Затем в этом рейтинге идет ВКонтакте с 11,2% и объёмом порядка 6,5 млрд рублей. Rutube и Twitch пока остаются нишевыми платформами, с долей менее 1% каждая — 329 млн и 443 млн рублей соответственно.
Такое распределение рекламных площадок подтверждает смещение интереса брендов в сторону визуального видеоконтента, а также подчеркивает важность максимально широкого количества категорий и тематик контента для популярности платформ в целом.
Оценка охватывает ключевые форматы — видеоинтеграции, посты, сторис — на ведущих площадках: YouTube, Telegram, VK, Instagram* (*принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена), Rutube и Twitch. Впервые в рамках одной методологии аналитики подсчитали как бюджеты крупнейших рекламодателей, так и фрагментированные размещения малого и среднего бизнеса, ранее не попадавшие в официальную статистику. Расчёты основаны на данных о количестве размещений и просмотров, сопоставленных с актуальными средневзвешенными показателями CPV и CPU по каждому формату и категории блогеров. Использование двух независимых измерителей дало возможность получить сбалансированную и репрезентативную картину рынка.
По мнению экспертов, принятые в сентябре 2024 года ограничения на рекламу на ряде зарубежных платформ могут стать фактором стагнации в 2025 году. В текущих условиях рынок, скорее всего, сохранит достигнутый объем, но не покажет значимого роста.
Стоит добавить, что платформа Telega.in добавила каналы Max в свой каталог рекламных площадок. Теперь рекламодателям будет удобнее размещать рекламу в мессенджере, а авторам каналов Max — зарабатывать. Механика размещения такая же, как в Telegram-каналах. Эксперты Telega.in прогнозируют, что объем рекламы в Max превысит полмиллиарда рублей в нынешнем году. Основными рекламодателями в мессенджере назвали компании из сфер финансов, e-commerce, ритейла и фармы.
Тем временем команда Яндекс Рекламы поделилась результатами исследования о том, как рекламодатели выбирают блогеров. Сегодня число подписчиков уже не является ключевым критерием. В приоритете — уровень вовлеченности, релевантность, охват и совпадение ценностей. Сейчас микроблогеры становятся ключевыми партнёрами брендов. У них меньше репутационных рисков, ниже стоимость размещения и выше отдача. Для молодой аудитории их советы воспринимаются как «сарафанное радио» — это то, что сегодня не могут обеспечить селебрити.
«Для нас важнее всего высокая вовлеченность. Мы ориентируемся на тематику и эффективность блогера, оцениваем CPM, который сейчас в среднем составляет около 2000 рублей. Количество подписчиков при этом не имеет значения», — прокомментировал co-founder платформы WOWBlogger Иван Карсаков.
Компании сейчас стремятся построить долгосрочные отношения с блогерами, сделать их амбассадорами. Таким образом бренды получают уникальное размещение, выгодные условия и быстрое решение возникающих вопросов. При этом рекламодатели ведут черные списки блогеров, которые нарушают договоренности и условия сотрудничества.
Аналитики отмечают, что сейчас спросом пользуются короткие вертикальные видео, интерактивный контент, мемы и коллаборации. Между тем классическое спонсорство, длинные тексты и конкурсы уже не являются актуальным форматом. Для оценки эффективности маркетологи используют промокоды, UTM-метки и сквозную аналитику, и всё чаще подключают ИИ для подбора каналов, отслеживания метрик и закупки рекламы.
Фото: YandexART
мероприятий