Хюберт де Хаан:
«Bosch стремится помочь россиянам пережить самоизоляцию из-за COVID-19 с бо́льшим комфортом»
Мой дом — моя крепость. Это выражение стало особенно актуальным в период пандемии. Россияне, сидя дома и работая на удаленке, заметно нарастили покупки бытовой техники, желая сделать свое жилище максимально удобным. Об интересном тренде, а также об инновациях и зеленой стратегии бренда Bosch нам рассказал генеральный директор БСХ Россия Хюберт де Хаан. Вел беседу Александр Плакида, председатель управляющего совета ассоциации «Национальная сеть Глобального договора».
Вы можете посмотреть видеоинтервью или прочитать текстовую версию:
Спад, а затем всплеск интереса
— Как «БСХ Россия» переживает эпидемический кризис? Какие основные меры вы предприняли, чтобы защитить своих сотрудников?
— На нас, как и на многие другие компании, это повлияло впервые в марте, когда была объявлена самоизоляция. Это означало, что нам придется закрыть наши производственные площадки. У нас есть завод в Санкт-Петербурге, где мы производим стиральные машины и холодильники. У нас есть логистические центры в Санкт-Петербурге и Москве. И у нас есть офисы, где работают люди из бизнес-администрирования, маркетинга и продаж.
Нам пришлось закрыть все эти площадки. В особенности приостановка работы завода и логистики далась довольно болезненно, потому что это значило, что прекратится вся наша деятельность. В то же время пришлось закрыть все магазины, но продажи онлайн продолжились.
В течение почти двух месяцев мы были в какой-то степени парализованы, мы не могли производить товар на заводах. Наши коллеги, которые обычно работали в офисе, стали работать из дома. Но, к счастью, менее чем через два месяца мы смогли открыть наши заводы, так как мы востребованная компания, мы производим продукцию, которая необходима в России.
Мы открыли наши производственные площадки, но учли все меры предосторожности, чтобы защитить людей, работающих на заводах и складах. Затем, немного позднее, в июне закончилась самоизоляция, магазины снова можно было открывать.
И тогда мы оказались в совершенно другой ситуации, так как возрос спрос на бытовые приборы. Внимание людей переключилось на их жилища — люди стали проводить много времени дома. Они не тратили деньги на отпуска, на походы в рестораны, тратили меньше денег на покупку модной одежды и так далее.
Для них стало намного важнее обустроить свой быт. Таким образом, начиная с июня мы столкнулись с громадным спросом на бытовую технику, и это продолжается по сей день. Поэтому, на самом деле, сейчас мы работаем в усиленном режиме, чтобы удовлетворять этот спрос. Этот год особенный, я бы сказал, со своими подъемами и спадами. У нас был спад во время самоизоляции, а сейчас у нас подъем. На самом деле, пандемия коронавируса создает экстремальные обстоятельства для компаний, которые оказались вне бизнеса, потому что у них нет никакого спроса. Другие сталкиваются с огромным спросом. К счастью, мы относимся ко второй группе.
Нажмите на фото, чтобы увеличить их
Ставка на крепкие отношения
— История Bosch в России началась более 100 лет назад. Современная история, конечно, немного короче — чуть более 20 лет. У вас семь заводов в нашей стране, один вы уже назвали — в Санкт-Петербурге, где производятся стиральные машины и холодильники. А что насчет общего социально-экономического вклада в развитие России?
— Да, вы правы, Bosch присутствует в стране уже довольно долгое время. Вообще, я ответственен за подразделение бытовых приборов. Какое-то время наша продукция импортировалась в Россию, но более 10 лет назад мы начали заниматься нашим заводом в Санкт-Петербурге. В то время мы на своем опыте ощутили, что РФ является важным рынком для роста. И мы подумали, что если хотим быть успешными здесь, то нужно создавать продукт для российского рынка внутри страны.
С тех пор мы построили здесь завод, который также включает в себя разработку. То есть мы не только изготавливаем, но и разрабатываем стиральные машины и холодильники.
Естественно, это имеет и социальный аспект в Санкт-Петербурге, потому что нам нужны квалифицированные кадры на наших заводах и в отделе разработок. У нас, к примеру, ведется тесное сотрудничество с университетами. Мы готовим людей к работе, чтобы они достигли соответствующей квалификации в нашей компании. То есть таким образом люди развиваются.
Мы устанавливаем крепкие отношения с нашими поставщиками, чтобы достичь высоких стандартов качества Bosch. Необходима разработка материала, который предоставляют поставщики. Мы не полагаемся на краткосрочные контакты с ними, мы создаем крепкие отношения. И от них знаем, что они тоже это очень ценят, потому что так они совершенствуются. Никаких краткосрочных отношений, всегда только на длительный период.
Думаю, в этом заключается важный вклад в социально-экономическое развитие России. Конечно, мы еще и налогоплательщики. У нас здесь более тысячи сотрудников. Я думаю, мы вносим заметную лепту. И конечно, для нас очень важно продолжить это делать.
Инновации помогут сэкономить
— Стратегия устойчивого развития — я бы сказал, это необходимое условие для каждой инновационной компании. И даже некоторые эксперты на форуме в Давосе говорят, что это крайне важно для фирмы, которая планирует остаться на мировом рынке следующие 50 лет. Осознание целей устойчивого развития (ЦУР) растет во всех индустриях и бизнесах. Не могли бы вы рассказать, что в первую очередь в приоритете для БСХ Россия в этом отношении? В каких сферах вы считаете БСХ Россия настоящим лидером? И какие примеры по-настоящему вас вдохновляют?
— Я с удовольствием об этом расскажу, потому что это лично для меня тоже очень важно. Во-первых, бытовые приборы потребляют довольно большое количество энергии в домашнем хозяйстве. Бытовые приборы — это та продукция, для которой важны принципы устойчивости. Мы берем на себя ответственность за уменьшение потребления электроэнергии домашней техникой. Если посмотреть на развитие бытовых приборов за последние 15–20 лет, процент сокращения потребляемой энергии, которого мы достигли, огромен.
Наши холодильники сегодня потребляют только 30–40% того, что они потребляли 15 лет назад. Так, одна из наших целей в инновациях, в разработке новых категорий продуктов — всегда следовать концепции максимального энергосбережения.
И мы довольно преуспели в этом, особенно что касается холодильников. Холодильник — это устройство, которое работает 24/7, и в этом случае действительно разумно инвестировать в энергопотребление. Снижение потребления энергии — это первое.
Второе — качество продукции. Высококачественная продукция более устойчива, чем продукция, которую после недолгого использования приходится менять. Bosch уделяет большое внимание качеству. Срок жизни нашей продукции составляет более 10 лет. И Bosch уже зарекомендовал себя как надежный и долговечный бренд. Это также наш вклад в устойчивость.
Наша продукция — не то, что быстро выбрасывают, а то, что можно легко починить, если она сломается. Cлужить она будет очень долго. И третье, что я бы хотел упомянуть, — нас также очень волнует влияние CO₂ на окружающую среду. Наша цель — перейти на стопроцентно углеродно-нейтральное производство к концу этого года. Не только в бытовых приборах, но и в целом в Bosch.
— Это потрясающе, правда. Поздравляю вас с этим и надеюсь, что вы успешно этого достигнете.
— По-моему, мы — первое производство бытовых приборов, которое переходит на углеродно-нейтральный путь.
— Да, это звучит действительно впечатляюще. Кстати, об очень значимой стороне на рынке — потребителях. Как мы говорим здесь, в России, они голосуют за продукты рублем. Потребителей называют основным фактором, который двигает бизнес и заставляет его меняться и достигать целей устойчивого развития. Но, говоря о российских потребителях, считаете ли вы, что такой тип покупательского спроса есть здесь, в России? Обращают ли они внимание на аспекты, которые вы только что упомянули?
— По сравнению с другими европейскими странами в России это менее развито. Я бы сказал, если сравнивать с Германией или моей родиной, Нидерландами, — там это важнее для потребителей. Однако мы замечаем, что здесь тоже начался процесс переосмысления. Вы начали с того, что деньги важны. Таким образом, мы проводим параллель — вы не только поможете окружающей среде, но и собственному кошельку.
В наших маркетинговых историях мы всегда говорим: «Вы будете потреблять меньше энергии, меньше воды — это хорошо, и в то же самое время вы экономите деньги». Эта комбинация отлично работает в России.
— На самом деле, мне кажется, мы могли бы добавить этот пункт к социально-экономическому развитию, потому что введение такой культуры в России и работа на принципах устойчивости здесь также очень важны.
Ресторан в каждый дом
— Bosch очень популярен благодаря своим инновациям. Некоторые люди даже не понимают, что какие-то вещи были изобретены или впервые представлены Bosch. Стоит ли нам ожидать каких-то системных изменений в линейке ваших продуктов? Не кажется ли вам, что мы в начале своего рода революции?
— Для начала позвольте сказать несколько слов о нашем взгляде на то, в каком направлении следует развитие бытовых приборов. Потом поговорим о том, как мы этого добьемся, революция ли это или эволюция. Мы верим в то, что будущее продукции — это интернет вещей. Продукция связана с интернетом и между собой, и это обеспечивает множество преимуществ, которые все еще не особо известны потребителю.
Один из примеров тому — приготовление пищи. Мы лидеры на рынке кухонных приборов, мы фокусируемся на том, чтобы помочь потребителю готовить здоровую и вкусную еду без особых усилий, потому что общий тренд — у людей остается меньше времени на стояние у плиты. Да и кулинарные навыки постепенно ослабевают. Возможно, в старые времена мама или бабушка учила вас готовить. У современного поколения меньше знаний о том, как готовить еду. Но все же людям необходима здоровая и вкусная пища. В этом мы видим нашу роль.
Наша цель — создать, скажем так, пошаговую систему приготовления хорошей здоровой пищи, не требующую особых навыков и большого количества времени, связав кухонные приборы между собой и с интернетом. Мы предлагаем рецепты, шаг за шагом помогаем в приготовлении, а, возможно, вы даже закажете продукты онлайн с доставкой, которые нужны для рецепта.
Будет ли в этом революция? Я не думаю, что она произойдет завтра. Думаю, это займет от пяти до десяти лет, пока мы дойдем до этого. И дело не в том, что это технически невозможно, а в том, что потребителю необходимо время, чтобы адаптироваться к этому. Особенно, что касается бытовых приборов или готовки, люди склонны быть очень консервативными. Мы должны вносить изменения постепенно, поэтому скорее будет эволюция. Но через пять-десять лет мы этого добьемся, я уверен.
— Хорошо, спасибо. Довольно интересно. Опять же, я вижу сильную связь с нынешней ситуацией, когда люди сидят дома, не ходят в рестораны так часто, как раньше. Возможно, эта ситуация может ускорить этот трансформационный процесс.
— Я думаю, пандемия ускорит его. И адаптация потребителя также ускорится, потому что люди привыкли заказывать продукты на дом. Наверное, до пандемии люди любили ходить в супермаркеты, но сейчас они предпочитают заказывать онлайн. И это довольно просто, быстро, и сегодня они продолжают это делать все чаще. Поэтому да, думаю, вы правы, пандемия ускоряет развитие.
Холодильник по подписке?
— С одной стороны в обществе существует стремление потреблять лучшее, самое инновационное. А с другой — у людей присутствует желание потреблять меньше. Это так называемое осознанное потребление. Как вы находите баланс в этом?
— Во-первых, я думаю, что людям довольно сложно потреблять меньше. Они хотят наслаждаться, повышать качество жизни и покупать хорошие вещи.
Хотя, возможно, и существует небольшая группа покупателей, которые открыты для того, чтобы потреблять меньше, но все же большинство людей продолжат потреблять как раньше. Поэтому думаю, что нам стоит следовать в другом направлении, наша работа — предоставлять надежные продукты и решения. Когда потребители приобретут их, это будет лучше в итоге, потому что мы будем полностью перерабатывать эту технику, и она будет расходовать меньше энергии.
Я верю, что будущее — в переработке. Начиная разработку нового продукта, мы сразу думаем о том моменте, когда он выйдет из употребления и его нужно будет переработать.
У нас в компании есть пример этому. Два года назад мы выдвинули идею, что можно арендовать бытовые приборы. То есть вы будете не владеть ими, а ежемесячно платить за них и иметь дома новейшие образцы техники.
Мы на 100% уверены, что эта продукция впоследствии будет нам возвращена, и мы сможем ее переработать или, возможно, использовать какую-то часть продукции, которая в хорошем состоянии, в производстве новой техники. Нам не придется производить все заново, ведь можно использовать оставшиеся части и применить их в производстве совершенно новых приборов.
— Замечательно!
— Я думаю, мы должны фокусироваться на этой инициативе, потому что очень сложно было бы убедить клиентов не потреблять больше.
— Вы не думали о том, что такого рода программу можно было бы запустить в России? Хотя у нас тут есть некоторые культурные особенности: люди скорее предпочтут владеть чем-либо, чем одалживать. У вас есть в планах начать подобное здесь?
— Да, мы следуем за рынком и, возможно, сделаем анализ в следующем году по этому вопросу, потому что я думаю, люди открыты для этого. Например, возьмем успех каршеринга — люди уже привыкли платить за использование, а не за владение. Возможно, следующим шагом станут бытовые приборы. Думаю, молодое поколение привыкло к концепции подписок — например, подписка на Netflix и другие сервисы с подпиской на ТВ, музыку и так далее. Они открыты для подобной концепции, я уверен.
Авторитаризм уже не в моде
— Расскажите, каково это — быть настоящим лидером в наши дни?
— Прежде всего, думаю, настоящие лидеры фокусируются на цели, которую преследует компания. Для современного поколения, работающего в нашей фирме, особенно миллениалов, недостаточно только того, что компания зарабатывает деньги. Цель — не только каждый месяц приносить прибыль акционерам. Очень важно, чтобы люди в компании ощущали родство с тем, что они делают, чтобы у них в каждодневной работе было чувство вклада, вклада в развитие общества.
Люди спрашивают себя: «Зачем я хожу на работу, зачем я трачу столько часов в день в Skype или Zoom и провожу встречи?» Я это делаю, потому что хочу создать что-то хорошее. Дело не только в зарплате, я хочу еще и вносить вклад в развитие мира. Я считаю, настоящие лидеры в наши дни должны фокусироваться на цели организации и как это донести людям, работающим в ней.
Что еще должен делать настоящий лидер, так это наделять людей полномочиями. Эта тема в настоящий момент актуальна в нашей организации в России. Я не верю в авторитарный тип лидерства. Я верю, что нужно вовлекать людей, предоставлять им возможности и позволять им принимать решения.
Это является частью культуры, к которой я отношусь. Я привык к ситуации, когда ты вовлекаешь много людей, а потом уже принимаешь решение. Одна из моих целей — то же самое сделать в российской организации. Люди очень хорошо это воспринимают.
— Рад это слышать. И второй момент: что вас больше всего мотивирует? Что заставляет вас двигаться дальше еще энергичнее?
— Работа с моими коллегами, работа в моей команде и создание чего-то нового, развитие. Например, сейчас мы открываем новые магазины в России, где можно увидеть наши продукты, где можно получить очень хорошую консультацию. И уровень сервиса, который мы предоставляем потребителям, также очень высокого качества.
И опять же, это моя цель — я обеспечиваю улучшение качества жизни. Я очень сконцентрирован на том, чтобы сделать путь потребителей при покупке кухонных приборов проще и помочь им сделать хороший выбор. Они очень много денег тратят на кухню, и я полностью заинтересован в том, чтобы они сделали хороший выбор и могли использовать приборы много-много лет.
Нажмите на фото, чтобы увеличить их
Русские — невероятно стойкие люди
— Следующий вопрос еще более личный, чем предыдущий. Он о вашем опыте здесь, в России. Если я правильно понимаю, вы уже год находитесь здесь?
— Да, верно.
— Люди обычно все измеряют в годах. Говоря о вашем пребывании в России на вашей позиции, к чему вы здесь адаптировались? Это первое. А второе — что вам удалось привнести на корпоративном уровне, сделать своего рода хорошей традицией, которой, вероятно, никогда раньше не было до вашего приезда?
— Во-первых, чему я здесь научился, что я уже начал очень сильно ценить, это страсть — то, как люди здесь работают. Мне кажется, русские очень душевные и страстные люди, которые очень вовлечены в то, что делают, и горды тем, что делают. Мне это очень нравится, мне это близко.
Люди, которые работают в Bosch, чаще всего занимаются этим уже давно и чувствуют себя очень связанными с компанией и вовлеченными в ее жизнь. Во-вторых, я очень ценю стойкость русских. В Европейском союзе мы привыкли к стабильному курсу валют. За год жизни в России я видел очень много изменений курса рубля. И это также очень влияет на покупательскую способность россиян.
Но мне кажется, что люди очень спокойно к этому относятся, люди здесь несгибаемые, привыкли к экономическим взлетам и падениям и адаптируются к новой ситуации.
Думаю, этому я мог бы поучиться. Эти две вещи я больше всего ценю и буду учитывать. Что я могу сам привнести? Я уже затронул тему полномочий и вовлечения людей в процесс принятия решений. Для меня всегда очень важно, что люди могут обратиться ко мне. Люди всегда могут звать меня по имени, что было непривычно для генерального директора в моей компании. Я бы хотел распространить такие близкие отношения, легкую коммуникацию среди людей. И я хотел бы предоставить людям возможности, чтобы они чувствовали, что могут принимать решения, ведь не всегда только босс должен делать это.
Всегда на связи с клиентом
— Каждый кризис, как мы уже знаем (это популярное выражение), — это не просто кризис, а еще и новые возможности. Какие перспективы вы видите для БСХ Россия сегодня?
— Самая главная перспектива — рост онлайн-бизнеса. В этом году тенденция усилилась. Вообще, когда вам нужна новая стиральная машина или кухонные приборы, ваш путь начинается уже из дома — лежа на диване с мобильным телефоном или планшетом, вы начинаете искать.
Для Bosch это большая возможность, потому что у нас хорошо известный бренд. Онлайн люди склонны выбирать бренды, заслуживающие доверия, так как рядом нет продавца-консультанта, который им все расскажет. Поэтому им приходится полагаться на то, что они уже знают. А в случае с Bosch все довольно положительно складывается — люди считают наш бренд надежным, это немецкий бренд высокого качества.
Таким образом, нам представилась хорошая возможность. И мы пользуемся ей, чтобы установить более тесную связь с потребителем. Например, мы запустили функцию чата в режиме реального времени несколько месяцев назад.
Если у вас возникли вопросы, вам необязательно идти в магазин, вы можете просто зайти на наш сайт и связаться напрямую с нашим сотрудником, который проконсультирует вас по поводу того, какой продукт лучше выбрать.
Мы получаем обратную связь, что нам нужно улучшить, и мы используем это для того, чтобы анализировать то, что делаем, и улучшать нашу продукцию, если необходимо.
Весь этот год дает больше возможностей для установления тесных связей с потребителями, и, я думаю, нам стоит использовать это, чтобы стать лучше.
— Спасибо, что служите прекрасным примером настоящего лидера, который, с одной стороны, критически оценивает ситуацию, но все же очень оптимистичен и позитивен. Это очень редкое сочетание в наше время. Также хотел бы пожелать вам настоящего успеха в завершении проектов, над которыми вы работаете, и в адаптации лучших мировых практик на нашем рынке в России. Успеха лично вам и вашей прекрасной команде!
— Спасибо вам большое!
Подготовил Николай Алексеев
Перевод: Виктория Белянина
Фото: ООО «БСХ Бытовые Приборы»; Shutterstock