журнал стратегия

#журнал стратегия

Исследование: маркетплейсы контролируют 80% онлайн-продаж

В прошлом году на четыре крупнейших онлайн-площадки — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и Мегамаркет — приходилось 80% всех интернет-заказов, или более 5 млрд покупок.

Эксперты Центра доказательной экспертизы Института Гайдара считают, что масштабирование маркетплейсов усиливает риски монополизации, однако параллельно повышает стандарты сервиса: от скорости доставки до системы возвратов и интеграции с банками. Согласно статистике Центра, в минувшем году на Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и Мегамаркет приходилось 80% всех интернет-заказов, или более 5 млрд покупок. Между тем совокупная доля двух лидеров — Wildberries и Ozon — достигла 77%, а их рыночная доля оценивается в 53–57%.

Аналитики отмечают, что для коммерсантов маркетплейсы являются главным каналом выхода на федеральный рынок. 38% предпринимателей называют главным преимуществом скорость и простоту запуска продаж, 33% продавцов отметили удобство ведения бизнеса, ещё 24% бизнесменов сказали про возможность охватить новую аудиторию. Самые популярные категории — одежда и обувь (39%), продукты питания (19%) и косметика (16%).

Отдельный сегмент этой отрасли представляют владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Не менее 10% предпринимателей ведут этот бизнес; 42% управляют сетью из 2–3 точек, 38% — одним пунктом, а каждый пятый владеет сетью из четырёх и более. Главные стимулы: высокий доход (54%) и возможность запустить собственное дело (26%). Наряду с плюсами, имеются и трудности — высокая конкуренция (31%), комиссия с продаж (30%), возвраты (23%), навязанные скидки (22%) и штрафы (22%).

При этом партнёры отмечают, что маркетплейсы обеспечивают стабильный поток заказов (39%) и низкие издержки (29%), оставаясь самым доступным каналом для малого бизнеса, пишет RB.ru.

Между тем многие россияне уже не представляют свою жизнь без маркетплейсов. 30% граждан сообщили, что невозможность совершать покупки на онлайн-площадках ухудшила бы личное финансовое положение — из-за роста цен, сокращения выбора и потери удобства. Соотечественники ценят не только ассортимент, но и скорость доставки, качество упаковки, простую процедуру возврата и доступность пунктов выдачи.

Стоит добавить, что в начале июня Центр доказательной экспертизы Института Гайдара опубликовал результаты исследования «Скидки на маркетплейсах. Регуляторные сценарии с экономическим обоснованием», которое показало, что оптимальный размер скидки на маркетплейсах, устанавливаемой площадкой, не должен превышать 10%, иначе продавцы начинают оценивать ситуацию негативно.

Исследование показало, что 48% опрошенных продавцов на маркетплейсах за последние 12 месяцев сталкивались с установлением скидок на их товары маркетплейсами. В 31% случаев скидки устанавливались без согласия продавца.

В случае отказа от участия в акциях продавцы сталкиваются с санкциями, такими как снижение рейтинга товара и продавца, ухудшение условий сотрудничества и удаление товара из поисковой выдачи. При этом скидки выше 10% негативно влияют на настроения бизнеса.

Авторы исследования заявляют, что в краткосрочной перспективе умеренные скидки выгодны продавцам, поскольку позволяют быстро сбывать товары. Однако в долгосрочной перспективе агрессивная скидочная политика лишает продавцов возможности самостоятельно определять ценовую политику и делает их зависимыми от маркетплейса. Потребители также выигрывают от ценовой конкуренции в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной могут столкнуться с дефицитом альтернативных каналов покупки и ростом цен из-за монопольного положения маркетплейсов.

Фото: Freepik - Freepik

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Глава ЦБ Набиуллина: получение зарплаты в цифровых рублях будет добровольным выбором

 

#, , ,
экономика и бизнес

Аналитики рассказали, при переводе каких сумм банки могут заблокировать карту

 

#, , , ,