Из порядка 30 китайских производителей электрокаров лишь две компании работают с прибылью
По итогам второго квартала этого года только два автопроизводителя на китайском рынке сработали не в убыток себе — ими оказались лидер отрасли BYD и перспективный стартап Li Auto (Lixiang).
Согласно статистике Китайской ассоциации легковых автомобилей, в июле в материковом Китае было продано 878 тысяч электрокаров и подзаряжаемых гибридов, что на 36,9% больше, чем в июле 2023 года. Также июль стал первым месяцем, когда автомобили, заряжаемые от розетки (электромобили и подзаряжаемые гибриды) опередили по продажам в единицах авто на горючем топливе. А еще продажи одних электромобилей в Поднебесной составили 60% от общемировых.
Казалось бы, производители зеленых автомобилей должны озолотиться, но финансовая отчетность говорит об обратном. Из более трех десятков китайских производителей электромобилей с прибылью работают только два — BYD и Li Auto, сообщает газета South China Morning Post. Несмотря на рост продаж, большинство автоконцернов вынуждены снижать ценники для привлечения покупателей, что негативно сказывается на их прибыльности. Так, BYD, крупнейший производитель электромобилей в мире, в начале года снизил цены на свои автомобили на 5-20%, что спровоцировало дальнейшее снижение цен на рынке. В свою очередь в общей сложности три других крупнейших автопроизводителя Китая — Xpeng, Zeekr и Leapmotor — за второй квартал этого года зафиксировали совокупный убыток в размере 42,9 миллиарда юаней (около $6 млрд).
Аналитики крупнейшего банка Goldman Sachs подсчитали, что если BYD понизит ценники еще хотя бы на 7%, то отрасль в целом станет нерентабельной. Также экспортный потенциал отрасли с введением заградительных пошлин на китайские электромобили в США и Евросоюзе был сведен на нет. Эксперты JP Morgan прогнозируют серию банкротств производителей электромобилей в стране по мере нарастания конкуренции.
Тем временем, китайские таксисты опасаются, что развитие автономных такси в стране лишит их работы. Опасения не беспочвенны: в нынешнем году китайские власти выдали 16 000 лицензий на тестирование автономных машин и открыли 32 000 километров дорог для испытаний. В июне правительство разрешило девяти автопроизводителям, включая BYD и Nio, тестировать технологии частично автоматизированного вождения на определенных дорогах.
При этом эксперты заявляют, что технологии создадут новые возможности для трудоустройства, так как внедрение роботакси приведет к появлению новых профессий, таких как сервисные техники, операторы удаленной помощи и специалисты по картографии. Переход к автономным такси будет происходить постепенно, пишет hightech.plus. Аналитик Мохит Шарма считает, что смена рабочих мест будет плавной, а правительствам нужно работать с компаниями-операторами роботакси, чтобы помочь таксистам перейти на новые позиции. Представитель Apollo Go добавил, что компания активно создает новые рабочие места, включая мониторинг и тестирование систем, а также аннотирование данных.
Фото: Unsplash