Как помочь себе и своим сотрудникам в кризисное время?
Об этом рассказали директор Департамента организационной психологии «Альянс Консалтинг», клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ирина Быкова и руководитель проектов Практики управления изменениями «Альянс Консалтинг», эксперт в области управления организационной культурой и развития персонала Татьяна Павилова.
В кризисной ситуации, когда нет возможности повлиять на течение событий, люди могут терять контроль над негативными эмоциями. Это естественная реакция на тяжелые обстоятельства. Но часто тревога и напряжение достигают такого уровня, что мешают жить, принимать рациональные решения, общаться с близкими и коллегами.
Принято считать, что взрослые ответственные люди должны всегда справляться самостоятельно и личным проблемам не место на работе. Однако, когда тревога и переживания становятся общими, поддержка со стороны компании может стать не только опорой для сотрудников, но и важным инструментом, обеспечивающим устойчивость и конкурентоспособность бизнеса даже в экстремальных условиях.
Что с нами происходит?
Сейчас многие чувствуют себя разбито, боятся, испытывают скачки настроения, вспышки гнева, ненависть, панику. Это все нормальные реакции на ненормальные события. Каждый человек по-своему реагирует на травмирующие события. У большинства из нас не было такого опыта переживания ранее.
Мы все находимся в состоянии острой травмы, в положении подсчета потерь. Поэтому наша реакция вполне естественна: от состояния, когда сложно собраться и думать о чем-то, кроме просмотра новостей (мы пытаемся найти ответы на вопросы, а значит, психически опереться на что-то, ведь недаром говорится, что знание — сила), до игнорирования своих чувств и эмоций (когда многие стараются как будто не чувствовать и «замораживают» свои переживания). Невозможно оставаться спокойным и продуктивным. У некоторых людей страдает внимание и память, выполнять свои рабочие обязанности становится все сложнее.
Эти состояния важно признавать и принимать, стараться помогать себе и своему организму.
Как поддержать себя
Что можно порекомендовать в текущей ситуации?
- Полюбить себя — проявить прежде всего заботу, милосердие, любовь и доброту к самому себе.
- По возможности продолжать делать то, что делали обычно, поддерживать рутинные занятия, не опускать руки, не думать, что теперь все бессмысленно и надо просто переждать.
- Отделить внешнее от внутреннего, поставить границу — то, что называется «зоной контроля» — что зависит от вас, а что нет.
- Сохранять связь с друзьями, близкими людьми — создать поддерживающее пространство, чтобы не быть в одиночестве со своими переживаниями.
- Найти смысл в иной деятельности, возможно, в новых занятиях.
- Осознать, что в данной ситуации не должно быть чувства вины и стыда.
- Направить всю психическую энергию на любовь и созидание, стараться беречь и поддерживать друг друга.
Поддержать бизнес
Что делать руководителю для обеспечения устойчивости?
Многие организации сейчас понимают необходимость морально поддерживать своих сотрудников, оказывая им индивидуальную психологическую поддержку. Персонал, человеческий капитал — главная опора в кризис, когда с другими ресурсами ситуация непредсказуема.
Но и на плечи руководителей ложится большая ответственность. Многим сложно в одиночку справиться с напряжением и тревогой. Поддержка необходима каждому: и руководителям, и собственникам. От первых лиц ожидается, что они должны транслировать устойчивость и уверенность, и это чувствуют сотрудники. Ведь с психологической точки зрения руководитель — родительская фигура, поэтому ему крайне важно в первую очередь позаботиться о себе (это как в самолете: сначала надеть кислородную маску на себя, а потом — на ребенка), чтобы не только принимать адекватные решения, но и транслировать устойчивость, быть опорой для персонала.
Поддержать команду
Что руководитель может сделать для своей команды в такой критической ситуации?
Прежде всего необходимо поддержать личный контакт, показать сотрудникам, что они важны, их видят. Лучше всего провести общую встречу и обратиться лично. Но если специфика компании это затрудняет, можно направить обращение всем сотрудникам. Важно усилить доверие и установить человеческий контакт, напомнить сотрудникам, что сейчас мы все в одной лодке и все испытываем похожие сложности.
Ключевыми шагами являются снятие неопределенности настолько, насколько это возможно в текущей ситуации, и честное признание того, на что компания повлиять не сможет. Озвучьте в коммуникации с сотрудниками текущие риски и возможности, приоритеты на ближайшие месяц и квартал, если позволяет ситуация. Расскажите, как обстоят дела с текущими проектами, и что в компании в ближайшее время изменится на уровне взаимодействий и процессов.
Что еще важно учесть?
В общении с сотрудниками необходимо исходить из принципа «понимающей коммуникации» — принимать во внимание их непростое эмоциональное состояние. Если, например, в случае возникновения конфликта сотрудник вышел из равновесия и проявляет агрессию (направленную на конкретных людей или абстрактную социальную группу), то важно не осуждать его, выразить свою эмпатию и дать возможность собраться. Сейчас агрессивная реакция может быть не только ответной, но и защитной. Ее цель не нанести вред и причинить боль, а защититься от трудно переносимых переживаний.
Сейчас для команды особенно важна сплоченность и взаимная поддержка, а не разобщенность и конфликты. Введите политику экологичного общения: обсуждение острых социальных вопросов должно быть вынесено из рабочего пространства как реального, так и виртуального. Это поможет сохранить эмоциональную устойчивость и продуктивные рабочие отношения всей команде.
Предложите сотрудникам поддержку, исходя из возможностей компании. Это может быть как прямая материальная поддержка, если одна из ваших задач удержать сотрудников (как это было сделано, например, в Яндексе*), так и серия мероприятий и дополнительных опций.
Многим будет полезно вернуться к опыту пандемии и на время перейти на удаленный режим работы (частично или полностью), чтобы быть ближе к семье. Переход к более гибкому графику также может упростить жизнь многим семьям с детьми.
В условиях стресса очень полезна информация о том, как стабилизировать свое эмоциональное состояние, сохранить отношения при расхождении во взглядах, поддержать своих детей в непонятной для них ситуации. Есть много открытых лекций, но непосредственное общение с экспертом, возможность задать вопросы о своей ситуации гораздо более ценны, чем просто просмотр видеоролика. Кроме того, это объединяет сотрудников, показывая, что многие сталкиваются с похожими проблемами.
Многим довольно сложно переносить состояние неопределенности и тревогу. Для большинства людей сегодняшняя ситуация ассоциируется с утратой привычного образа жизни, потерей. Люди могут выключаться из деятельности — вся энергия уходит на переживания. Часто бывает, что сотрудникам не с кем разделить свои чувства, потому что это чревато усилением напряжения в семье или в отношениях с коллегами. В такой ситуации поддержка психолога как никогда будет важной и полезной. Можно собрать информацию о существующих сервисах или организовать консультации внутри компании: пригласить консультирующего психолога для оказания поддержки сотрудникам. Такое проявление заботы о команде высоко ценится персоналом.
Программы поддержки сотрудников лучше всего запускать системно, учитывая сразу несколько уровней воздействия. Например, запустить программу актуальных лекций, дополнив их поддерживающими мероприятиями, например, с элементами арт-терапии для всех сотрудников или сессиями с обсуждением инструментов поддержки психологического климата и коммуникаций с руководителями. Как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе это положительно отразится на психологическом климате, работе ваших сотрудников и лояльности компании в трудные времена.
Присоединяйтесь к обсуждению в телеграм-канале ShipovPro
* Как это сделал «Яндекс»?
Сотрудникам не только выплатили дополнительную зарплату, несмотря на то, что найм в компании был приостановлен на две недели. Управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян разослал штату поддерживающее письмо с «анонсами и мыслями», и, чтобы поддержать сотрудников, компания вновь разрешила им работать удаленно. «Поэтому, я прошу вас, говорите и старайтесь поддерживать друг друга. Личное общение с друзьями, семьей и близкими — лучше всего. Не закрывайтесь и не пытайтесь все переживать самостоятельно», — написал в своем обращении Тигран Худавердян.
Фото: Pexels; Unsplash; Shutterstock
мероприятий
Половина компаний переманивает людей у конкурентов за счет корпоративной культуры, а не деньгами