журнал стратегия

#журнал стратегия

Как повлиял текущий кризис на рынок коммерческой недвижимости

Нынешняя внешнеполитическая ситуация сказалась на всех сферах общественной жизни и бизнеса. Как она повлияла на рынок коммерческой недвижимости, как изменятся спрос и предложение и появятся ли льготы и субсидии для бизнеса, рассказала генеральный директор гостиничного оператора 25/7 Мария Онучина.

 

Общие тенденции

Геополитическая ситуация оказывает давление на большинство рынков, в том числе на недвижимость из-за снижения доступности финансирования. Повышение цен на материалы, обвал курса рубля в феврале и марте, санкции, меры Центробанка повлияли не только на жилую, но и на коммерческую недвижимость. Теперь девелоперам ограничен доступ к деньгам, что снижает возможность строить новые объекты в прежнем темпе. 

Кризисные условия также изменили отношение к формированию конечного продукта. У потребителей произошла переориентация ценностей. Если раньше маркетинговая упаковка и работа отдела продаж играли важную роль при продаже объектов, то сейчас преимущество отдается рациональным аргументам. Это приводит к увеличению срока принятия решения о сделке. В итоге многие застройщики и на коммерческом, и на жилом рынке вынуждены переупаковывать продукт. 

На фоне политических, экономических событий и изменения потребительского поведения перед участниками рынка встает вопрос: «Стоит ли строить новые объекты?» Ответ оптимистичный — важно продолжать вкладываться в проекты, ведь на рынке строилось мало объектов с начала 2020 года, и он еще не насыщен.

 

Изменения на рынке

В конце 2021 года эксперты прогнозировали возврат рынка коммерческой недвижимости до значений допандемийного уровня. Офисы, торговые центры, складские помещения должны были плавно восстанавливаться от затянувшихся последствий пандемии. Уход крупных брендов и компаний из России, релокация IT-специалистов за рубеж снова поставили под удар стабильность рынка. 

Офисная недвижимость подвержена кризису точечно. В Москве и Санкт-Петербурге высвобождаются площади рабочих пространств, потому что компании в условиях нестабильности не готовы заключать договор долгосрочной аренды. На офисный спрос также влияют популяризация гибридного формата работы и последствия пандемии.

При этом специалисты рынка не считают, что под воздействием этих внешних факторов резко увеличатся объемы свободных помещений. Причина в том, что российские компании после ухода западных активно наращивают собственную деятельность, для которой понадобятся качественные офисные пространства.  

С торговыми центрами ситуация несколько иная. Торговой недвижимости тяжелее, ведь люди меньше передвигаются, чаще делают покупки близко к дому или заказывают онлайн. За последние три месяца трафик в торговых центрах упал на 12%, арендаторы просят снизить ставки и ввести мораторий на взимание налога на имущество до следующего года.

Несмотря на это нынешние условия — это не конец деятельности торговых центров. В отличие от 2020 года, когда они были полностью закрыты, торговые центры продолжают работать. Для людей живой поход в магазин — это тактильные ощущения, вопрос выбора, счастье от покупки и возможности провести время вне дома, что тоже очень важно. Тем более, россияне могут приобретать товары в любимых магазинах после того, как бренды начали возвращаться в Россию с измененными владельцами и названиями, как произошло с польской LPP.

Мария Онучина

Отели, гостиницы и апартаменты продолжают пользоваться популярностью у россиян, так как спрос на внутренний туризм растет уже третий год: сначала из-за пандемии, теперь из-за ограничения авиасообщения с Россией и санкций. С возможным уходом крупных сетей отелей из страны россияне еще больше будут нуждаться в качественных отечественных средствах размещения, которых сейчас не хватает. В случае с гостиничным бизнесом кризис может дать новый толчок для их строительства, если найти необходимые инвестиции. 

 

Государственная поддержка

Строительная отрасль очень важна для государства, особенно жилой сектор, который уже активно поддерживается властью с помощью льготных ипотек, адресных программ и субсидий, упрощенных процедур строительства. 

К коммерческой недвижимости меньше внимания, но есть надежда, что торговых девелоперов государство тоже поддержит. Экспертные сообщества со всех сторон обращаются к властям с просьбами отсрочить налог на имущество и другие виды крупных платежей. 

Гостиничную сферу государство поддерживает активнее. Президент и Правительство контролируют исполнение поручений по развитию туризма в России, поэтому у крупных отелей и гостиниц есть возможность получить льготы и скидки. Девелоперам проектов менее, чем на 150 номеров, лучше опираться на привлечение частных инвестиций.

 

Будущие тенденции

Проекты в сфере недвижимости последние несколько лет опираются на главную тенденцию — ESG-стратегию, которая позволяет создавать экологичные, устойчивые и равные объекты для всех. 

Еще один тренд — это развитие городов в направлении полицентричности, то есть нескольких городских центров с многофункциональной инфраструктурой. В России об этом первой заявила Москва. Сегодня люди хотят жить, работать, покупать продукты и услуги в 15-30 минутной доступности. Все это могут дать объекты недвижимости с большой площадью под разные задачи: жилье, шоппинг, рабочие места, развлечения.

Сложность определить тенденции девелопмента в том, что нужно уметь видеть будущие предпочтения и потребности людей не на один год вперед, а на несколько лет. Сегодня мы придумываем идею, и только через 3,5 года при удачных условиях появляется дом.

В момент создания проекта важно не опираться на сиюминутные тренды и моду, которая актуальна сегодня. Нужно смотреть на вечные ценности, которые не меняются, и на долгосрочные тенденции, которые подтверждает мир. Сейчас это рациональное потребление, sharing-экономика, минимизация личных пространств и увеличение пространств для взаимодействия и нетворкинга. 

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Налоги на крипту: внесены поправки в законопроект РФ о майнинге

 

#, , ,
экономика и бизнес

Половина компаний переманивает людей у конкурентов за счет корпоративной культуры, а не деньгами

 

#, ,