журнал стратегия

#журнал стратегия

Как сдержать рост цен на стройматериалы

Стоимость стройматериалов — это один из важнейших аспектов, который формирует итоговую цену любого возведенного объекта. По оценкам специалистов, на долю стройматериалов в среднем приходится от 50 до 60% себестоимости жилого дома. Понятно, что застройщики максимально заинтересованы в том, чтобы снизить затраты на бетон, кирпич, сталь и другие необходимые товары — но с сохранением их качества. Возможно ли это? Предпринимают ли власти меры для сдерживания цен на такие важные для строительной отрасли продукты? Об этом рассуждает директор по развитию инвестиционно-девелоперского холдинга «Астерра» Константин Злобин.

Санкции не в помощь 

Стройматериалы — такая же часть рынка, как любой другой продукт. Поэтому цены на них, естественно, завязаны на множество факторов: колебания курсов валют, логистические издержки, инфляцию, санкционные сложности, сезонность. 

Сэкономить можно? 

Понятно, что отказаться от использования бетона или металла девелоперы не могут. Но способы обуздать аппетиты продавцов стройматериалов все же есть. Причем такие механизмы постоянно совершенствуют: это важно и для государства, желающего по возможности поддержать важнейшую отрасль экономики, и для бизнеса. Оценим основные. 

  1. Импортозамещение 

По итогам 2022 года доля отечественной продукции на рынке стройматериалов достигла 95% — такие данные приводил Минстрой. Правда, частные аналитики менее оптимистичны и говорят о более высоком проценте использования импортных товаров — от 5,7% до 22,8% в зависимости от вида объекта. 

С учетом сильно подорожавшей логистики и колебаний курсов валют логично, что снизить затраты может позволить активизация импортозамещения. Тут важно учитывать, что речь не только о выпуске непосредственно материалов — того же бетона, дерева или известняка (хотя и это позволит существенно сэкономить застройщикам). Отдельно нужно сделать акцент на развитии сектора производства оборудования: до сих пор многие компании предпочитали покупать иностранную технику, а это дороже, сложнее и дольше.

  1. Локализация производства 

Чем больше специализированных кластеров по выпуску стройматериалов появится в России, тем более стабильными и выгодными могут стать закупки у отечественных производителей. Согласитесь, никто не будет выстраивать сложные схемы по поставкам щебня, металлоконструкций либо проводов с поставщиками из-за рубежа, если это дольше, сложнее и дороже покупки внутри страны. 

Плюс для экономики регионов и федерации тоже очевиден — появление новых рабочих мест и дополнительные налоги в бюджет.  

  1. Использование квот при продаже материалов 

Цель механизма — минимизировать возможный риск спекуляций на рынке стройматериалов из-за возросшего спроса на отечественные товары. Производители столкнулись с тем, что из-за сложностей с импортом продукции конкурентов интерес покупателей сильно вырос. Готовы к этому оказались не все: объемы выпуска увеличить только предстоит. В итоге некоторые компании приняли решение ограничить продажи оптовикам-дистрибьюторам. Это необходимо, чтобы не допустить неконтролируемого роста цен и заключения контрактов, поставки по которым осуществить будет невозможно. А в перспективе справиться с таким дефицитом позволит опять же активизация импортозамещения.  

  1. Обязательства на бирже 

Самые крупные производители стройматериалов — те, кто контролирует не менее 35% доли рынка по отдельным сегментам – могут попасть под специальные ограничения от ФАС. Антимонопольщики предложили сдерживать цены за счет установления обязательства продавать часть продукции на бирже. Ведомство подготовило проект приказа, в соответствии с которым для производителей арматуры этот объем составит 5%. Подобные механизмы в перспективе могут появиться и для других сегментов.  

  1. Долгосрочные контракты с госзаказчиками 

Смысл новации, подготовленной Минстроем — в создании понятного, прогнозируемого канала сбыта для отечественных производителей стройматериалов. Так, фондам капремонта в регионах хотят разрешить заключать долгосрочные договоры с поставщиками товаров, необходимых при модернизации жилья. Похожий механизм уже есть — это офсетные госконтракты регионов с инвесторами, предусматривающие встречные финансовые обязательства.  

  1. Авансирование госконтрактов 

Снова принцип создан для минимизации возможных рисков заключения соглашений с недобросовестными компаниями, которые не смогут выполнить взятые на себя обязательства. В 2024 году правительство РФ продлило право госзаказчиков авансировать необходимые закупки по проторгованным контрактам — предоплата может составлять до половины общей стоимости. 

Список вариантов, конечно, далеко не полный. Однако постепенное внедрение таких механизмов позволит оградить отрасль от ажиотажного роста цен на стройматериалы, а девелоперов и государство — от ненужных рисков. 

Фото: Pixabay; из личного архива эксперта

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Из порядка 30 китайских производителей электрокаров лишь две компании работают с прибылью

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Центробанк запустил второй этап пилотного проекта по тестированию цифрового рубля

 

#, , ,