Каковы тренды на рынке корпоративного обучения?
В 2015 году агентство РБК впервые опубликовало рейтинг лидеров в сфере корпоративного образования в России. В 2014 году все участники рейтинга обучили около 2 млн человек, потратив свыше 8 млрд руб. В среднем затраты на обучение сотрудников составляли 0,73% фонда оплаты труда в год, отмечает эксперт Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Елена Семионова.
После 2015 года компании - лидеры в сфере корпоративного обучения активно инвестировали средства в развитие персонала. Однако в 2020 году из-за пандемии затраты на обучение персонала во многих компаниях были сокращены.
Это происходило, вероятнее всего, в пользу обязательного обучения. В ряде компаний продолжительность повышения квалификации рабочих оказалась существенно больше по сравнению с обучением руководителей: средняя продолжительность обучения женщин-рабочих составила 71 час в год, а женщин-руководителей - 31 час в год; для мужчин-рабочих продолжительность обучения составила 53 часа в год, а для мужчин- руководителей - 30 часов в год.
Данные о расходах на обучение одного сотрудника в год большинство компаний официально не публикуют, но можно предположить, что в силу краткосрочности программ стоимость обучения одного сотрудника в год невелика. Она колеблется в пределах 5-20 тысяч рублей.
В последние два года активно развивался дистанционный формат обучения сотрудников. В период пандемии компаниям пришлось экстренно переводить процесс обучения сотрудников в дистанционный режим. К примеру, одной из организаций за три недели удалось перевести в дистанционный формат практически все основные программы развития персонала. Как следствие, среднегодовое число часов обучения на одного сотрудника в 2020 году в компании выросло до 20,6 часов в год (с 13,7 часов в 2018 году).
Эксперт РАНХиГС рекомендует:
∙ Реализовать меры по поддержке разработки и внедрения отечественных цифровых продуктов в сфере образования, в том числе платформ для обучения, конструирования тематических курсов.
∙ Для поддержания возможностей технологического развития государственным образовательным организациям разработать программы дополнительного профессионального образования в дистанционном формате, а также краткосрочные программы обучения. Это позволит им привлекать больше слушателей, которые ранее обучались в образовательных подразделениях компаний.
Фото: Pexels
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте