Карьерный коучинг применяет только треть компаний, менее чем в половине из них есть штатные коучи

Консалтинговая компания get experts представляет результаты исследования, посвященного распространенности карьерного коучинга в компаниях. В опросе приняли участие 533 респондента — профессионалы и работодатели, представляющие российские и международные компании из 40 отраслей и проживающие в разных регионах России.
Опыт компаний
Как выяснилось в ходе опроса, карьерный коучинг внедрен в 31% компаний, в 65% случаев его нет, и 4% респондентов затруднились с ответом. В тех компаниях, где есть коучи, 69% из них работают с сотрудниками индивидуально, 31% — в групповом формате. При этом при индивидуальной работе 47% коучей работают долгосрочно, 53% — краткосрочно, при групповой соотношение составляет соответственно 44%/56%.
Уровень распространения карьерного коучинга различается в зависимости от типа компании. Например, он внедрен в 47% международных компаний и только в 26% российских. Выше всего доля присутствия коучей в компаниях с численностью штата от 100 до 500 человек — 46%, в организациях с другой численностью этот показатель заметно ниже: до 100 чел. — 18%, 501–1000 чел. — 21% и более 1000 чел. — 32%.
Только 18% работодателей, которые не внедрили у себя карьерный коучинг, намерены сделать это в ближайший год: 53% сделают это с помощью своих сотрудников-коучей, 21% привлекут внешних специалистов, и 26% хотят использовать оба ресурса. Не будут внедрять коучинг в 75% компаний: руководство 20% из них не видит в этом необходимости, в 29% компаний не задумывались о таком шаге, и в 51% в целом не против внедрения, но оно не входит в число приоритетных задач. Еще 7% респондентов не смогли озвучить планы своих компаний.
47% участников опроса в компаниях, в которых внедрен карьерный коучинг, отмечают, что у них нет штатных коучей, их приглашают со стороны. В 45% компаний есть свои коучи, в 54% случаев у них есть диплом (или они скоро его получат), в 26% случаев коучи работают без дипломов, и в 20% есть коучи как с дипломами, так и без. Еще 8% респондентов не смогли сказать точно, штатные у них коучи или приходящие.
Почти треть (29%) работодателей, внедривших у себя карьерный коучинг, не оценивают его эффективность. Остальные применяют для оценки различные KPI: вовлеченность сотрудников (37%), изменения в их поведении (27%), изменения бизнес-показателей (23%), развитие навыков персонала (21%), изменение психологического климата в коллективе (21%), процент завершения программ (17%) и снижение уровня текучести кадров, числа увольнений (17%)*.
Удовлетворенность коучингом измеряют путем получения обратной связи от работавших с коучем сотрудников (62%) и самого коуча (25%), измерения уровня удовлетворенности и лояльности сотрудников по стандарту eNPS (35%), получения обратной связи по методу «360 градусов» (23%), определения доли повторных обращений к коучу (23%) и интервью с людьми, взаимодействующими с подопечными коуча (21%). В 8% компаний удовлетворенность никак не измеряют*.
По словам участников опроса, с помощью карьерного коучинга в их компаниях решаются такие задачи, как развитие лидерских навыков (79%), повышение мотивации (60%) и качества работы (58%), адаптация к изменениям (52%), построение карьерных маршрутов внутри компании (52%) и развитие навыков саморегуляции (50%). 4% отметили, что с помощью коучей можно решить любые вопросы, в том числе личного характера*.
Личный опыт работы с коучем
Личный опыт обращения к коучу имеется у 61% респондентов. Две трети из них (66%) обращались к коучу вне компании, и по 17% — внутри компании или и там, и там. Среди работодателей (собственники, руководители, менеджеры, сотрудники HR-подразделений) тех, кто обращался к коучам, чуть больше, чем среди профессионалов, — 53% против 48%.
Списки основных запросов, с которыми работодатели и профессионалы обращались к коучу, в целом совпадают, однако частота обращений по некоторым из них существенно различается. Так, профессионалы чаще нуждаются в установке карьерных целей (53% против 27% у работодателей) и работе по достижению work-life balance (31% против 23%), а работодателям чаще нужны тренинги личностного роста (42% против 32% у профессионалов). Есть и запросы, которые озвучила только одна категория участников опроса. У профессионалов это развитие навыков взаимодействия в компании (в нем нуждаются 25%), а у работодателей — проработка навыков саморегуляции (28%)*.
О том, что им не удалось или плохо удалось решить вопросы, с которыми они пришли к коучу, говорят 22% профессионалов и 24% работодателей. По мнению 56% сотрудников и 66% работодателей, они в целом смогли удовлетворить свои запросы. О полной удовлетворенности работой коуча заявили 22% профессионалов и 10% работодателей.
Доля тех, кто не обращался к коучу, но планирует это сделать, среди профессионалов и работодателей совпала — по 24%. А частота, с которой в этих двух группах называли те или иные причины отказов от обращения к коучу, почти всегда заметно различается. Так, неэффективным этот шаг считают 41% профессионалов и 22% работодателей, считают, что может возникнуть конфликт интересов, соответственно 35% и 20%, боятся идти к коучу 18% и 6%, беспокоятся о конфиденциальности 18% и 22%, не видят в этом потребности 12% и 26%, не считают коуча компетентным 6% и 14%*.
«Коучинг важен в жизни профессионалов, поскольку этот инструмент помогает трезво оценить рабочую ситуацию и построить оптимальный маршрут к цели, отсекая лишнее, концентрируясь на главном. Все больше экспертов и работодателей используют этот продвигающий инструмент, что подтверждает наше исследование, — отмечает руководитель направления «Управление персоналом, юриспруденция и офисная поддержка» консалтинговой компании get experts Екатерина Котова. — Мы стремились получить наиболее реалистичную картину рынка и понять, насколько распространен и как конкретно применяется коучинг в компаниях. Для этого мы обращались не только к самим коучам, как это принято в других исследованиях карьерного коучинга, а избегали подобного искажения и анализировали мнения работодателей в целом. Это дало нам объективный взгляд на ситуацию. Вопреки стереотипу о том, что компании обеспокоены эффективностью коучинга, замеряют ее с помощью kpi лишь 70% корпораций. Хотя при этом компании обращают внимание на удовлетворенность работников, ее оценивают 92% опрошенных работодателей».
*При ответе на эти вопросы респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Фото: Freepik - Freepik
мероприятий