МФО и банки закроют по заявке клиента доступ к его онлайн-счетам
Центробанк намерен вслед за банками и микрофинансовые организации обязать ограничить по требованию клиента онлайн-доступ к его счетам.
Про уловки телефонных мошенников все прекрасно знают, но тем не менее доверчивые граждане постоянно попадаются на различные аферы злоумышленников, перечисляя им свои сбережения, а порой даже оформляя кредит. Жертвами преступников зачастую становятся не только пенсионеры, но и весьма подкованные люди средних лет. К сожалению, активная профилактическая работа властей и правоохранительных органов пока не дает нужные результаты, число подобных преступлений меньше не становится.
Согласно статистике ЦБ, в 2020 году число атак с использованием вишинга и фишинга (рассылки писем с вредоносным программным обеспечением, цель которых - получение персональных и платежных данных клиентов) выросло на 147%. В свою очередь объем несанкционированных операций по счетам банков при этом достиг 9 млрд рублей. По данным международной профильной компании Group-IB, вишинг оказывается результативным в 37% случаев.
Дабы обезопасить себя от подобных кибератак у клиентов МФО и банков должна быть возможность ограничить дистанционный доступ к своим счетам. Еще в марте Центробанк анонсировал введение обязанности банков ограничить по требованию клиента онлайн-доступ к его счетам, а сейчас это требование распространится и на МФО. Подобная инициатива в данный момент находится в стадии проработки.
Глава направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Егор Кривошея отметил в интервью "Российской газете", что инициатива может быть полезной, особенно в свете усиливающейся цифровизации финансовых услуг и интеграции данных в едином пространстве. По его словам, примерно 13% граждан не желают использовать безналичные платежи.
- Для таких людей, в условиях массовой цифровизации, опция может быть актуальной. Особенно, например, в связи с интеграцией услуг МФО и госуслуг через цифровой профиль, - отметил эксперт.
В свою очередь, руководитель управления противодействия мошенничеству БКС Владимир Кухаренко добавил, что цифровой прогресс не должен быть во вред клиенту: у граждан должны быть все возможности защиты от злоумышленников, и если потенциально мошенники могут получить доступ к онлайн-счету, то клиент должен иметь способ перекрыть и его.
В любом случае, чтобы не пополнить статистику потерпевших от телефонного мошенничества, нельзя сообщать никому по телефону, кем бы не представлялся звонящий (сотрудником банка, МФО, ЦБ, полиции, мобильных операторов) данные своих карт (номер, имя держателя, CVV-код, пин-код, срок действия). В случае с микрозаймами аналогичные рекомендации, персональные данные (ФИО, паспортные данные, прописка) оглашать нельзя, тогда и аферисты не смогут оформить онлайн-ссуду на имя клиента.
Фото: Pixabay
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте