Михаил Кучмент, сооснователь Hoff: о конкуренции с IKEA, жизни в Москве и бизнесе с родственниками
Предприниматель, сооснователь Hoff Михаил Кучмент — личность в бизнес-среде легендарная и в отдельных представлениях не нуждается. Бизнесмен стал гостем Public Talks «Силы сообществ», где раскрыл секреты успеха, рассказал о начале своего предпринимательского пути, конкуренции с IKEA и о том, как надо вести бизнес с родственниками.
Public Talks — это встречи «Силы сообществ» с участием предпринимателей и промышленников, которые построили устойчивый бизнес. Встречу с Михаилом Кучментом провели сооснователь и президент X10 Движения, идеолог «Силы сообществ» Александр Сила и пиар-директор Игоря Рыбакова, основатель коммуникационного агентства Smart PR Глеб Климентьев. Получился весьма живой, динамичный диалог. Кучмент искренне и подробно отвечал на вопросы аудитории, стараясь дать полезные советы, но при этом не выглядеть нравоучителем. У таких людей, которые уже давно построили не одну бизнес-империю, всегда интересно узнать, а с чего все начиналось.
«Есть то, что закладывается в нас еще с детства. Я вот только сейчас осознал, например, что когда мне было 14 лет, мне мама дала прочитать книгу Дейла Карнеги, и возникло ощущение, что примерно тогда у меня начал формироваться какой-то образ предпринимателя. Потом, понятно, этот образ немножко укрепился. Когда появились видеомагнитофоны, мы начали смотреть первые голливудские фильмы, в которых образ предпринимателя — это какой-нибудь герой Майкла Дугласа, который работает в офисе, где очень много техники, всяких ксероксов, факсов, все в белых рубашках. Так формировался образ, потому что мы не знали, что такое предприниматель. У нас до этого в СССР была статья, предпринимательская деятельность называлась словом «спекулянт».
Предпринимательская идея была всегда, просто не понимал еще, что это такое. И важная была развилка, когда в 1990-е я был студентом института и всегда были соблазны зарабатывать деньги. Вопрос, каким путем нужно было идти, потому что я все-таки понимал, что, наверное, надо пойти работать в западную компанию. Тогда российских работодателей толком еще не было. Можно было пойти в Лужниках чем-то торговать. То есть не было еще такого системного бизнеса. Хотя из таких, в том числе стартовых, небольших, несистемных бизнесов, слава Богу, вывезли огромные компании, например, «Технониколь». И такой путь, выяснилось, тоже имеет право на жизнь. Но мне почему-то казалось, что все-таки более правильно пойти в западную компанию, потому что она у меня ассоциировалась с какой-то системой, с технологиями, с тем самым образом, который у меня был по фильмам, по книжкам о том, как должен был выглядеть предприниматель, и я хотел получить там опыт», — рассказал Михаил.
Еще одной важной развилкой было осознание, что из меня не получится хорошего ученого, так как не было желания посвятить этому всю жизнь, отметил Кучмент. На глазах был пример отца, который был серьезным ученым и фанател от своей работы. Друзья также любили науку, но в начале 1990-х было понятно, что нужно уезжать из России, если хочешь серьезно заниматься исследованиями.
«У меня был интересный опыт, который меня укрепил в желании заниматься предпринимательством именно в России. Я стажировался в MIT. Это было в 1992-м году. И мне не понравилась Америка. У меня не возникло желания туда переезжать полностью, продолжать там обучение, хотя это был бы очень логичный шаг. Мне сложно вспоминать себя 18—19-летнего, но я не почувствовал себя своим в Америке. Мне показалось, что хотя каждый второй говорит с акцентом здесь, и это страна иммигрантов, и точно не классовое общество, но в США, наверное, когда у тебя нет денег, ты все-таки не очень хорошо себя ощущаешь. Понятно, я был студентом, у меня не было денег, жил у родственников. У меня не возникло ощущения, что эта страна разделяет те ценности, к которым я привык. Если есть деньги, то хорошо, нет денег, то ты должен захотеть их. Это как в песне 50 Cent — "Get rich or die trying" ("Разбогатей или умри")», — отметил Михаил Кучмент.
Уже в зрелом возрасте он снова приехал в Америку, и тогда ему понравилось, так как с собой было уже много денег. Сейчас бизнесмен не думает перебираться за границу. «Я достаточно прагматичен, для меня Москва — это лучший город в мире, тут без вариантов», — заявил инвестор, чем вызвал бурю аплодисментов в зале. Сейчас Кучмент также активно ведет бизнес, так как «любит быть частью больших историй и от процесса созидания заряжается энергией».
Была затронута и тема ведения бизнеса вместе с родственниками. Михаил не против этого, но считает, что у родственников не должно быть преференций. Напротив, с них спрос должен быть выше, и в случае чего их также можно и нужно увольнять, если их компетенции не соответствуют должности.
«Дружба, построенная на бизнесе, лучше, чем бизнес, построенный на дружбе. Но я могу сказать, у меня были абсолютно разные примеры, которые это подтверждают, опровергают. Мне кажется, тут нет какой-то закономерности. Вот есть такое слово «кумовство», когда формируют не по профессионализму команду, а по принципу того, что "ты — мой родственник". Это в принципе свойственно многим организациям. Я считаю, что это непрофессионально. Можно, наверное, работать с родственниками, но при этом они точно не должны иметь никаких преференций. Это просто отрава для коллектива. Представьте себе, есть компания, в ней есть собственник. Он привел, например, туда своего сына. Может так быть? Растит наследника, это его право, его же компания. Но вопрос, как будут относиться к этому люди. То есть одно дело кейсы, когда люди начинают действительно с самых низов, делают карьеру и завоевывают свой авторитет в компании. А другое дело, когда человек приходит просто потому, что он родственник, и считает, что ему положено что-то большее. И это поощряется. Я считаю, если бы я привел в компанию своего родственника, то с него был бы в два раза выше спрос», — заявил предприниматель.
Еще до массового исхода из России иностранных компаний сеть супермаркетов Hoff весьма успешно конкурировала со шведским гигантом IKEA. Михаил Кучмент отметил, что при выводе на рынок нового продукта не надо копировать главного конкурента, нужно выгодно отличаться от него.
«Худшее, что можно сделать, когда какой-то сильный игрок есть на рынке, это начать его копировать. Это вообще худшее, что можно придумать, потому что все равно люди будут понимать, что есть оригинал, а вот это фейк. Поэтому рекомендую всем книгу Джека Траута "Дифференцируйся или умирай!", прочитайте обязательно. Если кто-то не читал, это такая классика, которая точно на долгое время еще останется актуальной. То есть здесь ключевая задача, когда вы выводите какой-то новый продукт, новый бренд на рынок, это дифференциация. При выводе этого бизнеса на рынок была идея такая, что мы должны дать какое-то другое предложение, потому что 20% доли рынка IKEA берет в каждой стране, но остальные 80% покупают в других местах. И это очень много. За эти 80% рынка можно побороться», — подчеркнул Михаил Кучмент.
Артем Реутов, Николай Алексеев
Фото Николая Алексеева