Наука диктует правила
Какова роль НИОКР в IT-секторе, фармацевтике и ракетно-космической отрасли? Какие задачи сегодня ставятся перед исследовательскими подразделениями компаний? Какие меры поддержки необходимы для повышения эффективности НИОКР? Представители Роскосмоса, IBS и MSD рассказали о роли научных исследований в стратегиях компаний.
Михаил Симонов, заместитель директора департамента стратегического планирования Госкорпорации «Роскосмос»
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы обеспечивают устойчивое инновационное развитие космической деятельности России, ее конкурентоспособность, позволяют решать стратегические задачи совершенствования и развития ракетно-космических средств в интересах национальной безопасности, социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, способствуют гарантированному доступу России в космическое пространство, укрепляют позиции страны на мировом космическом рынке. Текущее состояние, значимость и результативность НИОКР оценивается в отрасли по темпу роста орбитальной группировки, техническому уровню и конкурентоспособности космических объектов, сокращению сроков создания изделий ракетно-космической техники (РКТ), повышению их качества и надежности. На первом этапе работ по созданию изделий РКТ проводится системный анализ и сопутствующие ему исследования для обнаружения и разрешения проблемных проектных, конструкторских и технологических задач с выдачей детализированных технических заданий.
Для каждой ОКР создается необходимая основа с четкой прогнозной оценкой роли и места планируемых к разработке изделий, срока завершения работ, стоимости и их востребованности потребителями. Обеспечение создания изделий РКТ с характеристиками мирового уровня — одна из важнейших задач, решаемых в рамках ОКР. Для этого разрабатываются новые технологии проектирования ключевых элементов изделий ракетно-космической техники, включая основные узлы маршевых жидкостных ракетных двигателей нового поколения для перспективных ракет-носителей; новых конструкционных и функциональных материалов, унифицированных рядов интеллектуальных датчиков, систем измерения, контроля, диагностики и аварийной защиты РКТ, наземных технологических объектов; аппаратно-программных комплексов для отработки РКТ путем математического моделирования; космических систем для летной отработки перспективных бортовых приборов и систем космических аппаратов, робототехнических систем и технологий интеллектуализации ракетно-космической техники. В интересах повышения эффективности создания РКТ, сокращения сроков и затрат на ОКР, внедрения новых научно-технических и технологических достижений создается опережающий задел в области базовых технологий и ключевых элементов для обеспечения разработки приоритетного ряда целевых приборов и служебных модулей перспективных космических систем и комплексов различного целевого назначения. Есть три наиболее значимых инновационных проекта, реализующих критические технологии РФ. Например, запуском ракеты-носителя космического назначения «Ангара-А5.1Л» 23 декабря 2014 года завершился этап летно-конструкторских испытаний семейства новейшей отечественной разработки ракетно-космической промышленности. Экспериментальная отработка летных образцов подтвердила правильность выбранной стратегической линии развития средств выведения и конструкторских решений, воплощенных в семействе РН «Ангара». Универсальный космический ракетный комплекс «Ангара» спроектирован и изготовлен кооперацией российских предприятий. Пуски ракет будут осуществляться с космодрома Плесецк, а в перспективе — с нового космодрома Восточный. Создание комплекса — одно из приоритетных направлений развития национальной системы средств выведения, базирующейся на использовании мощного российского научно-промышленного потенциала. Введение в 2014 году в эксплуатацию системы слежения и мониторинга подвижных объектов и массовое производство персональных радиобуев системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ способствовало повышению эффективности спасательных операций в области мониторинга морских подвижных объектов. Разработка интеллектуальных систем мониторинга и неразрушающего контроля технически сложных объектов дает существенный вклад в надежность, качество и безопасность в ракетно-космической промышленности и во многих областях национальной экономики, где необходимы прорывные решения для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции.
Развитие потенциала для создания ракетно-космической техники нового поколения с улучшенными тактико-техническими характеристиками в значительной мере определяется своевременным созданием научно-технического задела (НТЗ), являющегося базой новых разработок и производств. Заблаговременное создание необходимых технологий в форме опережающего НТЗ способствует снижению рисков, сокращению затрат на создание РКТ и сроков ее создания. Для повышения эффективности выполнения НИОКР программно- целевое планирование и оценка рисков реализации космических проектов реализуется на основе формулы «планирование — программирование — бюджетирование — исполнение — контроль». Применение технологии проектного управления, современных методов построения «дорожной карты» развития технологий позволяет повысить эффективность организации проведения НИР и ОКР в условиях риска и неопределенности. Для снижения рисков реализации инновационных проектов государственная поддержка осуществляется через нормативные правовые акты Президента РФ, постановления Правительства путем включения этих проектов в государственные целевые программы, заключения межправительственных соглашений, поскольку государственная поддержка является гарантией реализации проектов для инвесторов и потребителей. Для особо актуальных разработок с высоким технико-экономическим эффектом, имеющих прорывное межотраслевое значение, предусматривается приоритетное бюджетное финансирование. По ряду технологических направлений активно развивается международное сотрудничество. Ориентация ряда проектов на совместную реализацию с зарубежными странами снижает научно-технические риски при создании космических средств нового поколения в интересах социально-экономической сферы и науки.
Петр Дубенсков, директор Департамента продуктового развития и производства в IBS
Роль НИОКР (R&D) в IT всегда была основополагающей как в мировом масштабе, так и в рамках российского рынка. Сегодня информационные технологии являются во многом локомотивом, тянущим за собой другие отрасли. Иногда технологии полностью меняют их ландшафт: сейчас в ходу термин «уберизация» — применение ноу-хау, основанного на возможностях IT и драматически меняющего индустрию. Так, в промышленности применение анализа больших данных и технологии цифрового снимка предприятия, позволяющего комплексно управлять жизненным циклом производства на качественно ином уровне и предсказывать возможные поломки и ремонт оборудования до выхода из строя, стало, по сути, одним из локомотивов четвертой промышленной революции. В сфере HR технологии роботизации и автоматизации в ряде случаев заменяют человеческий труд, а также позволяют упростить ведение рутинных транзакционных процессов в кадровых службах, позволяя переносить фокус персонала с локальных на стратегические задачи бизнеса. Цифровизация отношений государства с гражданами и компаниями позволяет экономить миллиарды человеко-часов как бизнеса, так и самих госструктур. Эта практика активно развивается на Западе, в эту сторону постепенно движется Россия. Перечисленные технологии уже работают, а еще десять лет назад про них только начинали говорить единицы евангелистов. В любой отрасли значение НИОКР растет по мере того, как основная часть добавленной стоимости смещается с этапа производства на этап разработки. Сейчас этот тренд как никогда силен в IT. В нашей компании основной фокус НИОКР — это создание инжиниринговых продуктов, сравнимых по характеристикам с лучшими зарубежными аналогами, в частности, развитие линейки программно- аппаратных комплексов Скала-Р, которая была представлена в 2015 году. Сегодня у разработчиков есть все возможности для этого: элементная база (hardware) быстро становится доступной всем игрокам на рынке, а компании, которые занимаются производством «железа», становятся поставщиками сырья, а не продукции. Конкурентное преимущество продуктов сместилось с аппаратного уровня на уровень архитектуры и программного обеспечения. Важнейшим элементом стратегии НИОКР для нашей компании является ускорение прохождения первых этапов (выбор элементной базы для нового решения, проверка совместимости элементов, настройка программного обеспечения) до начала тестирования готового решения — нужно успевать делать это раньше конкурентов. Кроме того, мы разрабатываем продукты исходя из понимания задач, которые возникнут у российских клиентов в краткосрочной перспективе. Это могут быть как универсальные решения, такие как гиперконвергентная платформа Скала-Р, которая подходит для большинства задач по хранению и обработке данных, так и специализированные, разработанные с учетом понимания особенностей нагрузки при работе с СУБД или системами аналитики в режиме реального времени.
Главная трудность, с которой мы сталкиваемся в ходе реализации этой стратегии, — высокая стоимость «образования» рынка: нам приходится объяснять клиентам, что теперь их задачи можно решать по-другому, а нового в России очень боятся. Так происходит сейчас с гиперконвергентными платформами: бюджет клиентов на оборудование для центров обработки данных складывается из статей расходов на серверы, системы хранения, сетевую инфраструктуру, программное обеспечение для виртуализации ресурсов, мониторинга и безопасности. Мы же предлагаем продукт, который включает все эти элементы с гарантией от одного производителя. Несмотря на очевидные плюсы такого решения, а также на успех этого подхода на западном рынке, российские клиенты пока смотрят на него с опаской. Но мы уверены, что в течение двух лет число поставок гиперконвергентных решений опередит число поставок просто серверов и систем хранения.
Марван Акар, генеральный директор MSD в России
Для фармацевтических компаний научно-исследовательская деятельность — неотъемлемая часть миссии. По оценкам PWC, объем инвестиций в НИОКР в этом секторе — более 140 млрд долларов. Больше тратят лишь производители электроники, однако по доле расходов на исследования к общей прибыли они уступают производителям лекарств. Львиная доля этих расходов приходится на клиническую апробацию препаратов- кандидатов. В России MSD сотрудничает более чем с 350 исследовательскими центрами. Сейчас в них проводится более 50 клинических исследований новейших препаратов для лечения заболеваний, для которых ограничены возможности терапии. Например, онкологические заболевания, гепатит C, сахарный диабет, болезни сердечно-сосудистой системы. Так, достигается социально значимый и экономический эффект. Миллионы людей сегодня живут дольше и более продуктивной жизнью, в том числе благодаря инновационным лекарствам и вакцинам. Экономисты подсчитали, что в странах ОЭСР, где за 2000–2009 годы средняя продолжительность жизни выросла на 1,74 года, большая часть этого роста обеспечена появлением и расширением доступности инновационных лекарств. А каждый дополнительный год в средней ожидаемой продолжительности жизни приводит к росту ВВП в размере 4%.
Разработка инновационных лекарственных препаратов — это дорогостоящее, длительное и рискованное предприятие. Требуется около десяти лет и порядка 2,5 млрд долларов для вывода на рынок препарата, не имеющего аналогов. Компании предъявляют особые требования к научно-исследовательской деятельности, чтобы гарантировать, что вновь разработанный продукт будет иметь значимые клинические преимущества перед существующими методами лечения. Это приводит к увеличению благоприятных исходов лечения пациентов, а также сокращению издержек на медицинскую помощь в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Например, недавно на российском рынке появились так называемые иммуно-онкологические препараты, которые меняют парадигму борьбы со злокачественными новообразованиями. Благодаря этим препаратам стало возможным значительное продление жизни пациентам с поздними стадиями меланомы и рака легкого при сохранении ее качества. Чтобы повысить эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нужно обеспечить максимальное использование ее результатов через внедрение новых технологий на рынок медицинских услуг и повышение их доступности. Это не только обеспечит полную реализацию клинических и экономических преимуществ этих технологий, но и позволит ускорить возврат долгосрочных инвестиций и поддержать создание новых лекарств. В этой связи особую важность приобретают вопросы защиты интеллектуальной собственности, а также сроков регистрации новых препаратов. Пример других стран говорит о возможности сократить время регистрации и включения в разрешительные списки высокоэффективных инновационных лекарственных препаратов.
Со своей стороны мы нацелены на сотрудничество с государством и профессиональным сообществом и с готовностью делимся своим международным опытом. Так, в 2016 году мы открыли в России Центр экспертизы и инноваций в здравоохранении, который базируется в Москве и проводит в партнерстве с ведущими институтами комплексные исследования о влиянии инновационных технологий на развитие человеческого капитала в России и предлагает конкретные решения, которые помогут государству достигать целей здравоохранения.