(Не)доступная среда

Мир стал инклюзивным, а вы нет? Оставляя за бортом тех, кто не вписывается в вашу картину мира, вы и ваш бизнес сами рискуете оказаться за бортом. Основатель и СЕО коммуникационного агентства PRostoplace Анастасия Грищенко объясняет, как научиться принимать людей такими, какие они есть, а не такими, какими вы хотите их видеть.
«Мир высоких вибраций»
Представьте ситуацию. Моё агентство ведёт крупного клиента из сферы ресторанного бизнеса. В один прекрасный момент мы предлагаем бренду крутую коллаборацию с салоном красоты премиум-класса, в котором работают незрячие специалисты. Когда об этом узнаёт основатель компании, он требует прервать сотрудничество с салоном. Хотите знать причину?
Коллаборация с “инвалидами” не соответствует духу бренда.

Да, вы не ослышались. На дворе 21 век, а мы всё ещё сталкиваемся с подобными высказываниями. Компания, которая создала внутри себя идеальный мир, не хочет нарушать его эстетику видом человека в инвалидной коляске или с тактильной тростью. Это оскорбляет их тонкую душевную организацию.
Но оставим в стороне этот бренд. Дело в том, что такие случаи не единичны. Подобной точки зрения на самом деле придерживаются многие компании. И дело касается не только людей с ограниченными возможностями. Дело в любых отличиях или особенностях внешности, которые так или иначе не вписываются в шкалу общепринятого или того, что общество считает нормой.
Бодинегатив
Здесь необходима ремарка. Давайте признаем, что по мере развития бодипозитивное мышление далеко ушло от изначального посыла, гипертрофировалось и превратилось в пропаганду ожирения и фриковости. Моя позиция твёрдая: избыточный вес ведёт к проблемам со здоровьем и не должен рекламироваться. Но сейчас мы говорим не об этом. Мы говорим об изначальном понимании бодипозитива, в которое закладывалось принятие недостатков и несовершенств своего или чужого тела, без осуждения и высмеивания. Как раз этого бодипозитива очень не хватает обществу.
Парадокс: в эпоху, когда всеобщее принятие и терпимость стали пропагандироваться как норма, мы стали удивительно нетерпимы. На словах общество декларирует инклюзивность и силу многообразия, но на деле всеми способами этому сопротивляется. О каком многообразии и принятии себя идёт речь, если девушки в соцсетях похожи друг на друга как драже Tic Tac? В погоне за выдуманным нарисованным идеалом мир никогда ещё не доходил до такого абсурда. И это, прежде всего, касается женщин. Ты можешь быть сколь угодно высокоэффективной, но, если не соответствуешь какому-то идеалу, даже не тобой придуманному, вписаться в социум будет непросто.
Снимите это немедленно!
Мне не надо далеко ходить за примером. Этой осенью я должна была принимать участие в одном крупном профильном форуме в качестве спикера. За две недели до мероприятия в ходе очередной планёрки с участниками организаторы высказали мне претензию по поводу моей внешности. Мне было предложено подкачать губы, вколоть филлеры и воспользоваться услугами «Модного приговора». Без всего этого я не вписывалась в круг избранных. Мои опыт, компетенции и кейсы для организаторов имели значение только в том случае, если я буду рассказывать о них в образе гламурной девы с Патриков. Стоит ли упоминать, что от участия в форуме я отказалась, а, уходя, забрала с собой крутых партнёров, которых ранее привлекла для мероприятия.

Быть Джоном Малковичем серой мышью
Я давно заметила: индивидуальность поощряется ровно до тех пор, пока она не выходит за рамки своей сферы. Можно быть крутым ярким блогером, творческим человеком, креативным и эпатажным, но как только ты начинаешь зарабатывать, получать премии, выходить на крупные проекты и мелькать в медиа — словом, становишься заметен для большой массы людей — положи свою индивидуальность на полку и надень костюм. Для каждой сферы есть очерченный круг нормы и её верные блюстители. Столкнулась с ними буквально на днях, когда на очередной встрече с потенциальными заказчиками мне отказали со словами: «Анастасия, мы посмотрели в сети. Вас нигде нет в сером костюме».
Да, мой цвет — фуксия. Дерзкий, свежий оттенок для смелых и креативных людей, которые хотят, чтобы их заметили. Такими и должны быть пиарщики, это суть нашей профессии. Мы не прячемся за пыльной шторой — нам из-за неё не видно перспектив. Но солидные заказчики, которые обращаются за продвижением, хотят видеть около себя «людей в сером». Это для них показатель того, что вы настроены серьёзно. Компетенции, навыки, гигантский опыт и крутые кейсы — на сто десятом месте. На первом ваше соответствие их представлениям о норме. И это более, чем печально.
Седая и страшная?
Жесткие рамки, в которые люди пытаются всех вписать, существуют не только в профессиональной среде. Это стиль мышления многих (очень не хочу писать «большинства»). У меня была серия постов, посвящённая простым женам известных акёров, которые не хотят вписываться в золотой стандарт. Я с удовольствием писала об их уважении к себе, гармонии и любви партнёра, в чьих глазах жена прекрасна без пластического рестайлинга, но огромное количество российских женщин под этими постами все равно оставляли комментарии в духе: «как можно так разожраться, если ты замужем за Пирсом Броснаном?».
Можно, мои дорогие. Можно родить детей и располнеть. Можно по каким-то обстоятельствам меньше ходить в спортзал и больше уделять внимания семье. Можно быть прекрасным, талантливым человеком, встречаться с Киану Ривзом, любить себя и не закрашивать седину. Можно выглядеть как угодно, если вам удобно в своём образе и он не наносит реальный вред окружающим. И я убеждена, что общество обязано принимать ваш выбор и не осуждать.

Сила мысли
Может показаться, что инклюзивность и принятие чужой внешности — разные вещи, но на деле в основе этих примеров лежит одна глубинная проблема: терпимость и уважение к людям. Вас и ваш бизнес не должна оскорблять чья-то инвалидность. Более того, на мой взгляд, чем крупнее бизнес, тем больше он должен вкладываться в инклюзивность. Потому что крупные компании задают тренды, они могут влиять на умы, формировать взгляды.
Сложность в том, что путь к глобальной инклюзивности — это не только про законы, публичные высказывания и этикет. Это про мышление в целом. Чтобы дойти до той стадии принятия, при которой у стороннего человека даже мысли не будет высказать своё «фи» по поводу человека в розовой одежде или неловко отвести взгляд при виде протеза, люди должны научиться по-другому думать. Процесс трансформации мышления может длиться десятилетиями, а может и быстрее — если мы не будем бояться говорить об этом открыто.

Меня зовут Настя, и я в розовом. Живите с этим.
Фото: YandexART; Freepik - Jcomp, cookie_studio
мероприятий