журнал стратегия

#журнал стратегия

Основные тренды в менеджменте в эпоху пандемии

В МИА «Россия сегодня» прошла конференция, посвященная старту 22-го рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров». Рейтинг уже более двух десятилетий подводит итоги работы за год и выявляет наиболее профессиональных управленцев страны. Ассоциация менеджеров представила результаты исследования, позволяющего составить портрет успешного руководителя в год коронакризиса.

Всеобщая цифровизация

Ситуация с коронавирусом показала, что даже самые прогрессивные компании, которые уже цифровизировались, не могут предсказать все возможные риски для бизнеса. Хотя они оказались более готовыми к новым вызовам, чем те, которые откладывали внедрение технологий и онлайн-сервисов.

Президент-основатель Ассоциации менеджеров Дмитрий Зеленин обозначил основные тенденции в менеджменте, которые спровоцировал Covid-19.

— Пандемия запустила трансформацию коммуникационных моделей, путей взаимодействия между государством, бизнесом и обществом, — отметил он. — Забота о ментальном и физическом здоровье сотрудников стала важнейшим показателем работы лидеров каждой компании. Благодаря коллаборациям, грамотному внедрению инструментов кризисного управления, высокому уровню реагирования на новый уклад жизни, благодаря трансформации моделей работы с сотрудниками и механизмами распределения задач, российский бизнес, хоть и понес серьезный ущерб, но тем не менее благополучно справился с вызовами.

Главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский обозначил изменения в финансовом секторе, спровоцированные коронакризисом.

— Влияние неоднозначное, год был непростой, хотя сейчас, глядя назад, видится, что ситуация не такая плохая, как мы думали изначально, как могло казаться в марте-апреле прошлого года, когда было ощущение неопределенности и даже паники, — сказал он. — Влияние кризиса на финансовый сектор в целом, конечно, скорее негативное, хотя и были некоторые позитивные последствия. Мы увидели, что вынужденная изоляция дополнительно мотивировала людей (клиентов и сотрудников) к использованию цифровых каналов. И сейчас по всем показателям Россия — один из лидеров в мире по цифровизации финансового сектора.

У нас в базе 80-85 процентов клиентов регулярно пользуются цифровыми каналами, в основном мобильными приложениями. Еще одно интересное следствие коронакризиса — гуманизация найма: за прошлый год мы научились работать с персоналом полностью дистанционно.

Президент ГК «Русские башни» Александр Чуб рассказал, какие уроки дала пандемия для обеспечения эффективности бизнеса.

— Если бы этого кризиса не случилось, его бы стоило выдумать, потому что такой мощный импульс в инновационном развитии, такой толчок для роста и внедрения информационных технологий, трудно себе было бы представить и получить его каким-либо другим путем, — убежден он. — На мой взгляд, победителями в текущих условиях стали те представители бизнеса, которые позволили себе быть готовыми и способными применять и реализовывать что-то новое, искать новые смыслы, искать новые качества, искать новые решения там, где традиционные методы уже изжили себя. Инновационный подход и информационные технологии стали едва ли не самыми яркими обстоятельствами для тех, кто в этом году действительно состоялся и преуспел.

 

Гендерный баланс

Сейчас уже невозможно считать себя прогрессивной или просто современной компанией, не поддерживая на корпоративном уровне гендерное равенство, Diversity & Inclusion.

Владимир Верхошинский ответил на вопрос, как происходит формирование высшего управленческого состава его компании.

— Гендерная пропорциональность в топ-менеджменте для меня никогда не является некоей заданностью, квотой, это всегда следствие работы самих сотрудников, — подчеркнул он. — В топ-менеджменте Альфа-банка я не ошибусь, если скажу, что около 30 процентов — это женщины, и это сильная часть нашего коллектива. Главное для меня лично как для руководителя — поиск в команду людей, как я их назвал, «самонаводящихся». Это люди, которые сами себя мотивируют, развивают, находят ресурсы, решают проблемы, выполняют и перевыполняют планы и показывают в итоге выдающийся результат. Это то, как я стремлюсь формировать свою команду. Есть такая поговорка: лучшие нанимают лучших, а средние нанимают худших. Главное, чтобы в команде были сильные профессионалы, — не важно мужчины или женщины.

Тему женского лидерства нельзя назвать новой, но интересно вот что: на протяжении нескольких лет интерес к этой теме не угасает, а количество женщин-лидеров в различных отраслях только увеличивается из года в год.

Управляющий коммерческий директор компании Lamoda Александра Артюшкина представила свое видение особенностей женского менеджмента в России.

— Главной особенностью женского лидерства, на мой взгляд, является многозадачность, которая берет свои корни из некоторых традиций в нашей стране, — сказала она. — Именно женщина делает все сразу в одно и то же время: она занимается и домом, и работой, и собой. И все это получается у нее прекрасно, это видно и в работе. Многозадачные женщины могут совмещать несколько функций, работать не нескольких проектах в одно и то же время. При этом я хочу сказать, что очень многие мужчины так же справляются с многозадачностью и огромным количеством разных проектов. Феномен женского лидерства — это просто феномен лидерства как такового.

Александр Чуб
Татьяна Сорокина
Артем Засурский
Владимир Верхошинский

Стратегическое мышление

Как показал коронакризис, для поддержания непрерывного функционирования и устойчивости бизнеса компаниям следует держать руку на пульсе и действовать на опережение. Для этого необходима некоторая открытость и мобильность стратегического планирования деятельности компании.

Член правления, вице-президент по стратегии и развитию АФК «Система» Артем Засурский рассказал о том, как под влиянием пандемии меняется роль и значимость стратегического планирования в компании.

— Есть фирмы, где роль стратегии существенна, есть, где несущественна. В некоторых компаниях руководитель сам себя считает стратегом, и все зависит напрямую от его воли. Есть более осознанные руководители, которые понимают, что их роль — это быть хорошим лидером и правильно делегировать разные направления деятельности соответствующим специалистам. Именно те компании, в которых преобладает второй тип управления, существенно выиграли в кризис, — уверен Засурский.

 

Устойчивое развитие

Тренд на устойчивое развитие в России постепенно переходит из состояния «абстрактной» концепции, интересующей крупные компании, к прикладной для многих игроков рынка. Расширяется число вовлеченных в повестку секторов экономики, включая, например, банковский сектор, недвижимость, ритейл и транспорт.

Артем Засурский обозначил, какое место в управлении бизнес-процессами заняли вопросы устойчивого развития, социальная и экологическая темы.

— Тема внедрения целей устойчивого развития в бизнес-модели в последнее время крайне актуальна, — подчеркнул он. — У нее есть несколько аспектов. В инвестиционном бизнесе вовлеченность в повестку важна как минимум потому, что есть инвесторы, которые просто не работают и не инвестируют в компании, где не интегрированы принципы устойчивого развития. На данный момент вопрос следования этим принципам вовсе не дань моде — это признак компании, стремящейся к глобальному лидерству и к лидерству как таковому.

  

Улучшение HR-бренда локальных компаний

В условиях глобализации и постоянного взаимодействия бизнеса разного масштаба встает вопрос о ключевых различиях между глобальными и региональными игроками.

Глава представительства IBM в России и странах СНГ Татьяна Сорокина рассказала об особых компетенциях менеджера в международной компании, а также обозначила тренд превращения локальных компаний в привлекательных работодателей наравне с глобальными.

— С точки зрения организационного устройства глобальные компании представляют собой распределенную структуру с многими частями своего организма в разных частях света, — отметила она. — При этом необходимо мастерство управления всеми этими элементами, их координация. Эта конструкция очень сложная, многомерная, принятие решений не всегда линейно, есть необходимость учета интересов всех участников процесса. Поэтому здесь требуется определенное мастерство.

Также нюанс и особенность управленческой задачи в глобальной компании — это прохождение через трансформации таким образом, чтобы их претворение в жизнь соответствовало тем задачам корпорации, которые она ставит глобально, и дизайну этих изменений.

Что касается трендов, крупные локальные игроки превратились в очень привлекательных работодателей наравне с международными компаниями. Это очень важный аспект, который дает возможности не только для профессионального развития, но и для большей мобильности менеджеров.

Мария Ананьева

Фото автора; Shutterstock

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Клуб экспертов: проблемы аренды коммерческой недвижимости

 

#, , ,
экономика и бизнес

50 терминов управления проектами, которые должен знать менеджер

 

#, ,