Переоценка рейтингов
На Гайдаровском форуме — 2015 состоялась дискуссия на тему «Россия в инвестиционных рейтингах: в поиске объективных оценок». Эксперты высказали мнения о том, нужны ли такие механизмы для составления объективной картины состояния той или иной территории.
В чем сильные и слабые стороны существующих систем оценки инвестиционного климата в России и стоит ли на них опираться бизнесу?
Какие шаги предпринимает правительство для улучшения делового климата в России?
Какие условия нужны для развития бизнеса в России?
Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
Есть три рейтинга, которые измеряют предпринимательскую среду в стране. Лидер среди них — Doing Business. Он наиболее часто используется, его данные учитываются при работе с несколькими рейтингами. Два менее влиятельных списка — оценка Всемирного экономического форума в Давосе и Bloomberg. По Doing Business у России сейчас 62 место: за четыре года улучшили свои позиции в два раза. По оценке Всемирного экономического форума, РФ занимает 53 место, по результатам Bloomberg — 43. В чем их разница? Doing Business мерит очень конкретные вещи. Прежде всего, операции малого бизнеса в крупных городах той или иной страны. Рейтинг Всемирного экономического форума мерит общее состояние делового климата с учетом макроэкономического положения государства. Рейтинг Bloomberg еще шире — одним из главных показателей в нем является темп роста потребительского рынка.
Правительство провело более 800 мероприятий по улучшению инвестклимата. Например, были отменены командировочные удостоверения для компаний. Ряд документов находится в состоянии принятия. Несколько новых актов вступит в силу в этом году: отмена обязательной печати, появление типовых уставов, упрощение налогового учета по НДС, регламентация процедур появления типовых заявок для техприсоединения, упрощение уплаты подоходного налога.
Очень важно сосредоточиться на правоприменении на нескольких уровнях. Первый — это федеральные органы исполнительной власти: таможенная, налоговая, кадастровая службы. Второй уровень — региональная и муниципальная власть. Сейчас многие рычаги по улучшению инвестклимата окажутся в руках власти в субъектах РФ. Им нужно будет создать атмосферу, благоприятную для занятий бизнесом. От них будет зависеть уровень работы проверяющих органов и то, как принятые решения в Федерации будут реально применяться на практике.
Максим Решетников, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Международные рейтинги — это не только внешние оценки, но и способ продвижения. Всего в мире мы насчитали 160 рейтинговых агентств. Около 50 относительно релевантные. Часто эти рейтинги между собой используют примерно один набор показателей. И если где–то появится ошибка, то она потом тиражируется много раз. С точки зрения международных рейтингов, Москва явно недооценена. Не всегда берется корректная информация. Например, не найдя данные по городу, для рейтинга начинают использовать общую информацию по стране. И получается, что 28% дорог в Москве, по сведениям ряда международных уважаемых агентств, грунтовые. Очевидно, что это не так. Также в ряде случаев используются не очень адекватные методики. Агентства используют опросные показатели: размещают анкеты на своих сайтах и опрашивают неких экспертов. В результате, мнение о Москве формируют люди, которые в этом городе никогда не были.
С опорой на Doing Business проведены большие реформы. Налаживаем администрирование. Много сделали по подключению к электрическим сетям. Нам очень важно системно работать над улучшением климата в части тех показателей, которые далеко не все рейтинги используют. Мы пытаемся уйти от опросных показателей и использовать математические формулы. Например, сравниваем Москву с другими мировыми городами по разным показателям: сколько стоит один киловатт в час электроэнергии или один гигаватт тепла, какова цена аренды одного квадратного метра офиса, какой реальный уровень налогообложения. Необходимо определить в какой сфере бизнеса и с кем конкурирует Москва за инвесторов.
Приоритет номер один — это максимально размещать и продвигать информацию о Москве. Надо заниматься въездным туризмом, продвижением города. Это совместная задача с коллегами на федеральном уровне. Это имидж страны в целом. Мы запустили специальный инвестиционный портал. Но это скорее дополняющие меры. Все вышеперечисленное, конечно, не исключает работы по содержательному изменению ситуации.
Владимир Груздев, губернатор Тульской области
Частью международных рейтингов мы сейчас пользуемся. Например, кредитным рейтингом Fitch, который необходим, когда вы занимаете деньги на внешних и на внутренних рынках. Наши крупные инвесторы, которые вкладывают деньги в реальный сектор экономики, не ориентируются на сегодняшнюю ситуацию. Те инвесторы, которые опираются на внутренний спрос, на развитие своего производства, не остановили свои проекты. Что касается рейтингов, которые запущены Федерацией, то нужна такая система оценок, которая бы отражала реальную ситуацию в регионе, чтобы предприниматель понимал, готов ли он перейти в другой регион, сколько времени ему потребуется на то, чтобы создать филиал или новое предприятие, когда он подключиться к электрическим и газовым сетям.
Правительство запустило пилотный проект национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Он не только входит в KPI федеральных и региональных чиновников, но он направлен на то, чтобы облегчить жизнь малого и среднего бизнеса на территории и выявить лучшие практики, создавая механизм их распространения. Очень важно, чтобы мы видели те ошибки, которые совершаем. Безусловно, рейтинг не идеален, он дорабатывается.
Любые рейтинги, которые мы вводим, важны. Но имеют значение они только в том случае, если будет конечный потребитель, чтобы все усилия не сводились к нулю. Также важно, чтобы рейтинг соотносился с той инвестиционной атмосферой, которая есть в каждом регионе. И люди, которые ответственны за развитие территории, экономики, должны занимать принципиально жесткую позицию.
мероприятий