журнал стратегия

#журнал стратегия

Покупают отечественное: как россияне выбирают товары

Российские потребители чаще отдают предпочтение отечественным товарам. Половина опрошенных (51%) стремится покупать российские товары, так как знают их лучше. Об этом говорится в новом выпуске «Барометра экономического поведения домохозяйств в России» (№ 1 за 2025 г.) под редакцией заместителя директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксаны Синявской. В нем представлены результаты статистического мониторинга уровня жизни и потребительских расходов населения России.

При этом значительно меньше тех, кто выбирает иностранные товары, считая, что у них лучше качество (27%). И каждый восьмой (12%) не счел эти предпочтения альтернативными, выбрав и то, и другое.

Более половины российских потребителей (52%) обычно не покупают незнакомые товары даже ради экономии. Только 28% респондентов заявили, что их привычки часто меняются и они не покупают одни и те же товары подолгу. Каждый пятый опрошенный (19%) четко не определился в этом отношении, выбирая сразу обе альтернативы. И баланс предпочтений в данном случае не изменился: в 2023 г. эти доли составляли 57 и 30% соответственно.

Половина респондентов (53%) стараются выбирать товары самого высокого качества, и в то же время более двух третей респондентов (69%) обычно принимают решение о покупке сразу, как только находят вариант, который кажется приемлемым по качеству, т.е. не стремятся непременно найти наилучший вариант. В итоге 43% опрошенных выбрали сразу оба варианта: максимально высокого и приемлемого уровня качества, не воспринимая их как альтернативные. По сравнению с предшествующим годом перераспределения предпочтений между двумя альтернативами не произошло (в 2023 г. — 56 и 71% соответственно).

Покупать товары известных брендов предпочитает лишь каждый третий потребитель (33%) (аналогичная ситуация была и в 2023 г.), а 60% заявляют, что не готовы переплачивать за известные бренды (доля снизилась с 69% в 2023 г.). При этом каждый шестой респондент (17%) выказывает оба предпочтения сразу, т.е. ориентируется на известные бренды, но не готов за них переплачивать. В целом ориентация на известные бренды не преобладает и за год не выросла, хотя уменьшилась доля тех, кто не готов за них переплачивать.

Большинство покупают то, что проверено временем. Лишь каждый седьмой (15%) заявляет, что для него/нее очень важны новые модные тренды, а заметное большинство (71%) обычно покупают то, что проверено временем, невзирая на моду. Пересечения между двумя этими предпочтениями минимальны (9%). С 2023 г. картина в общем не изменилась, тогда эти доли составляли 17 и 74% соответственно.

Выбирать товары и совершать покупки нравится чуть более чем половине респондентов (52%). Но все же более значительна доля тех, кто старается тратить на покупки как можно меньше времени (61%). Эта пара предпочтений также не воспринимается как явная альтернатива — почти каждый третий (30%) заявляет и то, и другое: совершать покупки в принципе нравится, но это явно не является жизненным приоритетом, время, затрачиваемое на покупки, оптимизируется, освобождаясь для более важных занятий. За истекший год доля любителей шопинга осталась той же самой (52%), а тех, кто минимизирует время на покупки, несколько сократилась (в 2023 г. она составляла 66%).

Большинство потребителей (60%) предпочитают тщательно планировать покупки, а одна треть (31%) часто покупает товары спонтанно, без долгих раздумий. 18% опрошенных сочетают два этих предпочтения, планируя свои покупки, но все же часто «срываясь» и покупая товары спонтанно. По сравнению с 2023 г. доля склонных к спонтанным покупкам осталась без изменений (31%), зато снизилась доля планирующих покупки (в 2023 г. — 69%).

Очередной выпуск Барометра экономического поведения домохозяйств представляет результаты статистического мониторинга уровня жизни и потребительских расходов населения России по январь 2025 г. включительно. Изучаются особенности экономического поведения населения на данных оперативной статистики Росстата, статистики Банка России, а также на материалах регулярного опроса «Экономическое поведение домашних хозяйств», охватывающего население России в возрасте 18 лет и старше и реализуемого в НИУ ВШЭ с июня 2023 г. (далее — ЭПДХ ВШЭ). В анализ включены четыре волны исследования: ЭПДХ-1 — июнь-июль 2023 г., ЭПДХ-2 — сентябрь-ноябрь 2023 г., ЭПДХ-3 — декабрь 2023 г. — февраль 2024 г., ЭПДХ-4 - апрель-май 2024 г., ЭПДХ-5 – октябрь-ноябрь 2024 г. Обследование проводится методом личного интервью с населением 18 лет и старше по репрезентативной в масштабах страны выборке в 55 регионах Российской Федерации: ЭПДХ-1 — 6000 чел., ЭПДХ-2 — 6079 чел., ЭПДХ-3 — 6809 чел., ЭПДХ-4 — 6757 чел., ЭПДХ-5 – 6714 чел. Работа выполнена в рамках реализации Большого проекта НИУ ВШЭ «Потребление и экономическое поведение домашних хозяйств в России, 2025-2027», направленного на разработку и развитие инструментария, проведение анализа и мониторинг экономического поведения российских домашних хозяйств в новых экономических условиях.

Фото: Freepik - DC Studio

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

В России в марте автомобильный рынок упал на 45%

 

#, , ,
экономика и бизнес

Шварценеггер впервые вошел в список миллиардеров Forbes

 

#, ,