Половина компаний переманивает людей у конкурентов за счет корпоративной культуры, а не деньгами
В 2024 году 65% российских работодателей, которые практикуют прямой хантинг сотрудников из других компаний, закрыли таким образом каждую десятую открытую вакансию.
Еще 18% компаний переманили у конкурентов в среднем каждого пятого нового работника, 14% наняли так до половины сотрудников. Как выяснили эксперты облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix (входит в HR-экосистему сервисов hh.ru), привлекать “чужих” сотрудников удается далеко не только за счет более высокой заработной платы. Важнейшую роль играют дружелюбная атмосфера в коллективе, доброжелательное и заботливое отношение к сотрудникам, интересные задачи и возможности для карьерного роста.
49% рекрутеров сообщают, что переманивать сотрудников получается благодаря ценностному предложению компании как работодателя, а также приглашая перейти в более профессиональную команду — с хорошей атмосферой и возможностью развиваться в профессии.
Как показывает практика, смена места работы не всегда связана с уровнем заработной платы. По данным исследования кадровой компании UTEAM и CRM-системы Talantix, 56% россиян готовы уйти из компании из-за токсичного руководителя. Привлекательная и экологичная корпоративная культура становится убедительным аргументом для соискателей, чтобы перейти в другую компанию. Например, для менеджеров по продажам и обслуживанию клиентов это является решающим фактором принять оффер (60%).
Переход в более профессиональную команду в своем предложении чаще всего используют средний (57%) и малый (56%) бизнес. Крупные компании пользуются им в полтора раза реже (32%).
Каждой третьей компании (36%) удается переманивать специалистов, предлагая им интересные и необычные задачи в рамках их специализации. 31% работодателей добиваются в этом успеха, сделав акцент на более широкие, чем у конкурента, возможности для развития и обучения.
23% работодателей переманивают сотрудников, приглашая их на более высокие должности. И если интересные задачи чаще предлагает крупный бизнес (44% против 36% средних и 34% малых компаний), то повышение в должности обычно обещает малый бизнес (34% против 15% среднего и 16% крупного).
«Роль руководителей в малом бизнесе очень важна, от нее зависит успех компании. Но найти на рынке труда по-настоящему хорошего управленца с нужными навыками и компетенциями не всегда просто. Поэтому малый бизнес выбирает подход прямого хантинга талантливых и перспективных сотрудников из других компаний, которым на текущей работе уже тесно — ради повышения в должности и карьерного роста», — комментирует Марина Хадина, директор по развитию CRM для рекрутинга Talantix.
Однако большинство компаний (65%) переманивают к себе чужих сотрудников, предлагая им более высокую заработную плату. Крупные компании (со штатом более 1000 человек) используют финансовую мотивацию чаще среднего и малого бизнеса: 72% против 64% и 63% соответственно.
Такой подход ускоряет «гонку зарплат» на рынке труда. По данным hh.ru, с начала года зарплатные предложения увеличились в среднем на 35%. Среднемесячная заработная плата в РФ в номинальном выражении, по расчетам Росстата, в августе 2024 года выросла на 17,4%.
Это, в свою очередь, стимулирует текучесть кадров: согласно официальной статистике, еще в 2018 году доля выбывших работников составляла 28,5% от списочного состава сотрудников, а в 2023 году этот показатель достиг 32,5%. Причем резкий рост оборачиваемости рабочей силы начался с 2021 года, до этого текучесть кадров не превышала 30% на протяжении 10 лет. Иначе говоря, сегодня люди как никогда активно переходят с одного места работы на другое.
Прежде всего высокой зарплатой удается привлекать рабочих (73%) и производственный персонал (72%). Сегодня именно эти профессиональные группы наиболее востребованы на рынке труда. В сентябре 2024 года, по данным hh.ru, на них приходилось 23% и 15% от всех российских вакансий соответственно. При этом медиана предлагаемых зарплат в сфере «Рабочий персонал» уже достигла 92 223 руб., в сфере «Производство» — 89 426 руб.
Также среди распространенных аргументов успешного хантинга выделяются гибкий график (22%), в том числе возможность работать удаленно хотя бы несколько дней в неделю. Переманивать людей из других компаний помогает и более широкий соцпакет, в т.ч. ДМС для сотрудника и членов его семьи (15%). Соискателям важно вместе с новым местом работы получить доступ к медицинским и другим услугам высокого уровня.
«Работодатель должен мотивировать не только деньгами, но и чем-то большим. Повышать лояльность к компании и снижать текучесть поможет развитие корпоративной культуры и бренда работодателя, причем как для внешней аудитории, так и для текущих сотрудников. Важно трансформировать практики работы с персоналом, опираясь на ценности современного общества и потребности своих сотрудников. Это может быть и гибкий график, и программа ДМС, и элементарная атмосфера внутри коллектива», — отмечает Марина Хадина.
Несмотря на популярность прямого хантинга, будущее рынка труда — точно не за этим методом. Чтобы собрать профессиональную и эффективную команду, сформировать актуальную HR-стратегию, работодателям необходимо изучать рынок труда, следить за аналитикой и трендами, формируя конкурентное предложение для соискателей. Стоит расширять количество источников и каналов привлечения — комбинировать их и выбирать наиболее подходящие под конкретную задачу. Инструменты автоматизации позволяют делать это максимально быстро: кнопка импорта резюме в Talantix добавит отобранных соискателей из 13 источников в систему без лишних действий.
Также полезной практикой будет повторное использование собственной базы резюме: каждый шестой российский работодатель использует практику «второго шанса» и нанимает тех, с кем уже был контакт. Наконец, нельзя забывать и про внутренний найм в компании — развивайте карьерные треки, переводите по горизонтали подходящих по навыкам сотрудников и поддерживайте их рост. Такой подход эффективен и для удержания своих сотрудников в команде, и для привлечения новых.
Справка о компании:
Облачная CRM-система Talantix — HR Tech-решение для организации и управления процессом подбора персонала. Развивается на российском рынке с 2017 года и входит в HR-экосистему сервисов hh.ru. Первая российская CRM-система для рекрутмента с технологиями искусственного интеллекта для рекомендации и ранжирования наиболее подходящих кандидатов.
Фото: Freepik – Rawpixel.com, Freepik, Peoplecreations
мероприятий