журнал стратегия

#журнал стратегия

Риски в инфополе: что угрожает бизнесу и как этим управлять

Информационное пространство – это минное поле, где репутация и безопасность бизнеса подвергаются постоянным испытаниям. Дмитрий Чеботарев, основатель и генеральный директор компании “Главкод”, рассказывает о реальных рисках инфополя для бизнеса и стратегиях управления ими.

 

Осторожно: токсично!

Сегодня часто приходится слышать, будто инфополе становится все более хаотичным и агрессивным. На самом деле, оно таким было всегда. Изменился лишь масштаб. Информационных ресурсов стало больше, источников информации – бесчисленное множество. Возьмите, к примеру, мимолетность инфоповодов. Кто вспомнит самую громкую новость трехдневной давности? Если это не событие уровня 24 февраля 2022 года, а обычный рядовой день, вряд ли кто-то сможет сказать, что в этот день происходило. Простой инфоповод живет недолго и быстро тонет в потоке новостей. И контролировать этот гигантский, бурлящий поток вручную невозможно. А то, что воспринимается сегодня как хаотичность, – просто следствие нашей неспособности охватить весь объем целиком.

С агрессией ситуация схожая. На заре интернета форумы были рассадниками немотивированной токсичности и мата. Сейчас культура общения в среднем даже улучшилась, однако проблема никуда не делась. Анонимность по-прежнему развязывает языки: прячась за ней, люди часто пишут назло, а не по убеждению, подхватывают хейт just for fun. В результате мы имеем крайне токсичную среду с фейками, вбросами и манипуляциями.

 

Как это грозит бизнесу?

Игнорирование инфопространства – прямая угроза для компании. Первой потерей становится репутация. Утрата доверия клиентов, партнеров, инвесторов бьет по лояльности, ведет к снижению прибыли и росту издержек. Попав в историю, вы тратитесь на антикризисный PR, юристов и усиление пресс-службы. Снежный ком растет: репутационные проблемы затрудняют найм сильных специалистов и увеличивают текучесть кадров. Но самые тяжелые последствия наступают, когда негатив достигает критической массы и привлекает внимание органов власти или регуляторов. Последствия их решений могут быть крайне болезненными для компании.

 

Какие риски поджидают бизнес в инфополе?

Риски в инфополе разнообразны и зависят от вида бизнеса. Однако есть и универсальные угрозы. В первую очередь — это репутационные атаки: целенаправленные кампании, фейки, слухи, дискредитация. Второй риск — утечка чувствительной информации, например, персональных данных. Штрафы Роскомнадзора за такой «факап» могут быть колоссальными.

Отдельная боль многих компаний – некорректное публичное поведение сотрудников. Один неосторожный пост или комментарий рядового менеджера может спровоцировать скандал. Совсем недавно был случай с HR крупного банка, личные публикации которого спровоцировали волну негатива. Сотрудника уволили, банк «надел»  извинительную водолазку, но у аудитории, как говорится, «осадочек остался». Прямой удар по репутации компании. И таких историй много.

Еще одна мощная, но часто недооцениваемая угроза – мемы. Природа мема такова, что они редко бывают добрыми. Мемы о компаниях зачастую искажают информацию и наносят серьезный урон имиджу. Достаточно вспомнить, сколько всего состряпано интернет-умельцами на тему «Почты России». Давно уже отладили нормальную доставку, но в сети все равно вирусятся ролики с ленивцами.

Нельзя игнорировать и косвенное давление от успеха конкурентов: их яркие PR-активности заставляют либо реагировать, либо терять внимание аудитории. Но, как ни парадоксально, самым реальным риском является полное забвение. Компании, о которых долго не говорят, выпадают из инфополя, и вернуться в него становится невероятно сложно.

 

Умный мониторинг

Огорчу: полностью контролировать инфополе невозможно. Но управлять рисками – можно и нужно. В основе этого управления лежит постоянный мониторинг и анализ данных, но тут есть два момента. Во-первых, вручную эту проблему уже не решить, необходимо автоматическое объединение разрозненных новостей в цельные инфоповоды. Одна история может подаваться по-разному на десятках ресурсов. Реагировать на каждую новость отдельно – неэффективно, нужно видеть картину целиком. Во-вторых, для компании важно прогнозировать развитие этих инфоповодов. Над решением этих двух ключевых задач мы сейчас и работаем в "Главкоде". Наша цель – дать пиар-специалистам и пресс-службам инструмент, который сделает их работу менее напряженной, более обоснованной и продуктивной, помогая бизнесу не просто выживать в информационном шторме, а управлять репутацией и рисками.

 

Действуем по плану

Второй инструмент управления рисками в инфополе – это готовые антикризисные сценарии и протоколы. Продумайте и пропишите подробные планы действий на тот случай, если ваша компания случайно «зайдет не в ту дверь». Предусмотрите каждый сценарий: утечки, скандалы с сотрудниками, целенаправленная дискредитация. Это позволит действовать быстро и хладнокровно, а не в панике.

Дмитрий Чеботарев

При этом всегда полезно работать на опережение и планомерно формировать устойчивый позитивный фон. Он создаст «иммунитет» к мелким атакам. Отдельное внимание уделите обучению персонала правилам поведения онлайн. Каждый сотрудник (не только публичный) — лицо компании, и должен понимать свою ответственность. Да, негативный фон («Банк = очереди», «Почта = долгое ожидание») формируется легче, но позитивный образ – тоже вполне достижимая цель.

Также критически важен навык взвешенного реагирования. Не каждый негатив требует вашего немедленного ответа. Оценивайте реальные риски: если есть юридическая угроза или угроза высокой виральности новости – действуйте быстро и по протоколу. А если инфоповод мелкий и скоротечный, мудрее дать формальный ответ или вовсе промолчать, чтобы случайно не раздуть пожар самому.

В заключение скажу, что время, когда информационное поле было просто каналом коммуникации, прошло. Сегодня это настоящие джунгли, где умение ориентироваться, вовремя выявлять угрозы и взвешенно на них реагировать стало конкурентным преимуществом. Не игнорируйте риски, учитесь управлять ими.

Фото: Freepik - Gpointstudio; из личного архива эксперта

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

«АвтоВАЗ» допустил переход на четырехдневную рабочую неделю из-за «ситуации на рынке»

 

#, ,
экономика и бизнес

Какие регионы России стали самыми перспективными для трудоустройства этим летом?

 

#, , ,