журнал стратегия

#журнал стратегия

Российские компании-экспортеры заплатят ЕС 760 млрд рублей углеродного налога

Металлурги, газохимики и производители цемента могут лишиться свыше 760 миллиардов рублей до 2035 года из-за введения "углеродного налога" ЕС, но в тоже время они 86% своих потерь покроют за счет роста цен на экспортируемую продукцию.

Евросоюз вводит трансграничный углеродный налог (ТУН), который серьезным образом отразится на работе промышленников. Специалисты исследовательской группы «Петромаркет» провели масштабное исследование «Трансграничное углеродное регулирование в ЕС: как обернуть его в пользу России?», в ходе которого посчитали, как эта реформа скажется на российских компаниях.

Новый налог будет браться с металлургической продукции, цемента, удобрений и электроэнергии. Больше других ЕС за 10 лет заплатят предприятия черной металлургии, а именно порядка 443 млрд рублей. Газохимические компании суммарно выплатят за этот срок более 175 млрд рублей, а производители алюминия заплатят 143 млрд рублей. Потери производителей цемента на фоне этих цифр кажутся совсем скромными - всего 17 млрд рублей.

Между тем, аналитики отмечают, что за данный период промышленники-экспортеры за счет роста цен на продукцию способны дополнительно заработать, по меньшей мере, 650 млрд рублей, что покроет 86% потерь от уплаты «углеродного налога». Также есть прогноз, что стоимость продукции будет еще выше, а это значит, что предприятия смогут полностью нивелировать негативный эффект от взимания сбора.

В результате специалисты предполагают, что итоговые потери российского чермета могут составить лишь 6% от первоначальной суммы, алюминиевой промышленности – 28%, газохимии – 25,5%, а производители цемента даже окажутся в плюсе на 5 млрд руб. благодаря более низкому углеродному следу, чем у компаний из Европы.

Стоит напомнить, что Еврокомиссия (ЕК) ране озвучила масштабный план действий для полной ликвидации углеродных выбросов в Евросоюзе к 2050 году, что потребует полной перестройки экономики ЕС. В частности, предложено ввести «климатические» таможенные пошлины на импорт в ЕС железа и стали (в том числе труб и рельсов из них), алюминия, цемента, удобрений и электроэнергии.

С 2023 года по 2025 год пройдет переходный период, в ходе которого импортеры обязаны будут каждый квартал информировать о фактических выбросах, которые связаны с ввозимыми в ЕС товарами, и любых платежах за углеродные выбросы за рубежом. Платить таможенные пошлины предприятия станут только с 2026 года, когда система трансграничного углеродного регулирования окончательно вступит в силу. Для этого импортеры будут покупать соответствующие углеродные сертификаты.

Аналитики сетуют, что основным риском для отечественных производителей может стать не фискальная нагрузка, а потеря рынка Европы для экспорта в долгосрочной перспективе. Так в исследовании говорится, что опережающая декарбонизация европейских производств может привести к тому, что Европа начнет «забирать» на свою территорию мощности по производству товаров, импортируемых в настоящее время из стран, где эти товары характеризуются высоким углеродным следом. В дальнейшем ассортимент этой продукции может быть увеличен за счет распространения нового налога на иные товары, такие как нефтепродукты и нефтехимия.

Фото: Unsplash

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

РЭЦ запускает флагманский национальный магазин российских товаров на Douyin

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Страсти вокруг Wildberries: развод или рейдерский захват?

 

#, ,