Россиянам дали советы, как не нарваться на подделки на маркетплейсах
Подозрительно низкая цена, отсутствие подробной информации о товаре, сплошь положительные отзывы — это явные признаки контрафактной продукции.
Основным признаком контрафактного товара, который продается на маркетплейсах, является низкая цена.
«Если товар стоит значительно дешевле, чем в официальных магазинах, это веский повод задуматься. Например, известные бренды не могут себе позволить радикально снижать цены, поэтому резкая разница в стоимости должна настораживать. Перед покупкой стоит изучить рыночную цену на оригинальный товар. Для этого можно зайти на официальный сайт бренда или проверить цены в крупных проверенных розничных сетях», — отметил в интервью «Российской газете» член Попечительского совета Международной ассоциации «Антиконтрафакт», член Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артур Таймазов.
Кроме того, следует внимательно изучить описание товара и его фотографии, так как продавцы подделок прибегают к небольшим уловкам: изменяют одну-две буквы в названии бренда, используют фотографии оригинальной продукции, тем самым вводят в заблуждение доверчивых граждан.
Убедитесь, что на упаковке указаны все необходимые данные: состав, страна-производитель, срок годности, а также наличие батч-кода или QR-кода. Настоящие производители заботятся о прозрачности информации, в то время как поддельные товары часто имеют неполное или неточное описание. Условно на контрафакте может просто быть написано «Сделано в России» без указания конкретного региона, где был произведен товар.
Еще один важный шаг — проверка подлинности товара с помощью спецсервисов. В РФ функционирует система маркировки «Честный знак». После доставки товара, или в пункте самовывоза, отсканировав QR-код с упаковки через приложение, вы сможете узнать, зарегистрирован ли товар в базе, кто его производитель, а также дополнительную информацию о его происхождении.
Отзывы других покупателей — это полезный, но не всегда надежный инструмент, добавляет Таймазов. Если все отзывы исключительно положительные, написаны в одном стиле и не содержат фото товара, то это может быть признаком накрутки. Лучше искать отзывы с фотографиями, где видно, как товар выглядит в реальной жизни, а также те отзывы, которые написаны после длительного использования товара, а не через пару дней после покупки.
«Если у вас остаются сомнения, в личной переписке или во время звонка попросите продавца предоставить сертификаты качества или другие документы, подтверждающие происхождение товара. По закону продавец обязан предоставить полную информацию о своем товаре. Если продавец уклоняется от ответа или не может предъявить документы, лучше отказаться от покупки», — посоветовал эксперт.
Также следует обратить внимание на ассортимент продавца. Если он продает все подряд — от косметики до электроники, то это явный признак того, что он, скорее всего, не является официальным дистрибьютором бренда.
Качество упаковки тоже важный пункт, на котором часто прокалываются реализаторы контрафакта. Оригинальная продукция известных брендов отличается высокой детализацией: четкий шрифт, ровные линии, отсутствие орфографических ошибок. В дешевых подделках же зачастую мы видим размытую печать, неправильные названия или грубые ошибки.
Тем временем петербургские предприниматели предложили пересмотреть условия маркировки одежды. Еще 30 октября в Законодательном собрании Петербурга прошло заседание рабочей группы по вопросам обязательной маркировки товаров легкой промышленности «Честным Знаком». Предприниматели высказали свои претензии к работе программы и процессу ее внедрения. Этикетка с кодом «Честного знака» как правило после покупки отрывается и летит сразу в мусорное ведро, но ее появлению предшествует большой труд и приличные затраты предпринимателей.
Код маркировки стоит всего 60 копеек, но его надо нанести на каждую единицу товара. К этому прибавляются другие расходы на работу в системе. Малым и микропредприятиям приходится закупать новые онлайн-кассы, компьютеры, сканеры, принтеры и программное обеспечение, а порой и нанимать IT-специалистов. В результате расходы возрастают не на 60 копеек, а на все 500 рублей. Против самой идеи маркировки предприниматели ничего не имеют, подчеркнула глава общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина, но внедрение вызывает вопросы.
«Сейчас идет речь о возможной ликвидации многих предприятий из-за невозможности выполнения условий «Честного Знака». Во-первых, они зачастую невыполнимы чисто технически, а во-вторых, очень затратны. Например, система «Честный Знак» не состыкована с кассами, с которыми работают 99 процентов предпринимателей. Следовательно, надо покупать новые. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность. Причем факторы риска возникают независимо от того, в чем причина — в ошибке предпринимателя, отсутствии интернета или сбое программы. Все ставится в вину бизнесу, ему приходят штрафы, которые скоро примут массовый характер», — заявила в интервью «Российской газете» Янина Гришина.
Фото: Freepik - Freepik
мероприятий