Глобальная логистика: с надеждой и осторожным оптимизмом
2021 год был достаточно турбулентным для всей отрасли логистики. О факторах, которые повлияют на восстановление индустрии в следующем году, а также о технологиях будущего рассказал генеральный директор логистического оператора Tablogix Дэвид Лейн.
Это был тяжелый год
Весь уходящий год мы пристально наблюдали за развитием логистического кризиса, который оказал влияние на все мировые экономики. Столкновение ключевых факторов — пандемии, нарушения цепочки поставок, дефицита рабочей силы и отложенного спроса — привело к повышению стоимости транспортных издержек и разогнало темпы инфляции. Ситуация в конечном счете вылилась в рост цен на продукцию для потребителя.
Российская отрасль логистики также находится под влиянием кризиса, борется с теми же последствиями, что и весь мир. Дефицит рабочей силы стал серьезной проблемой, которую признают все ведущие участники рынка.
По данным исследования РАНХиГС, потребность работодателей в работниках сегодня на 20% выше, чем в докризисный период. Ожидаемо на рынке труда стали востребованы работники интернет-торговли, доставщики, логисты и айтишники. Это в свою очередь повысило стоимость рабочей силы. В тоже время растут цены на упаковку грузов. По нашим данным, стоимость вспомогательных материалов уже выросла на 20-30%. И это окажет влияние на всех основных игроков, которые имеют долгосрочные контракты с глобальными клиентами.
2021 год был действительно сложный: напряженная ситуация с аварией в Суэцком канале, закрытие крупного китайского порта взбудоражили рынок, повлияли на рост тарифов на перевозки и привели к перераспределению логистических потоков. По данным компании Freightos, за год тарифы на доставку контейнеров из Китая и Восточной Азии на восточное побережье США выросли примерно в 5 раз. На наш взгляд, 2022-й должен стать более стабильным годом для всей отрасли по сравнению с 2021-м.
Еще поборемся
Отчего зависит восстановление отрасли после кризиса? Здесь очень много нюансов. Мы не знаем, будут ли еще всплески заболеваемости коронавирусом и локдауны. С учетом растущих темпов вакцинации по всему миру и постепенного открытия границ для туризма и полноценной торговли можно предположить, что к 2023 году мы увидим восстановление экономик по всему миру.
Другая сторона медали — решение вопроса с растущей инфляцией. Это не просто временное явление, которое достаточно переждать. Поэтому в этой ситуации всем правительствам стоит действовать достаточно решительно. Мы уже видим, как Центральный банк РФ совсем недавно поднял ключевую ставку до 8,5% (небывалый рост за 4 года). По мнению главы ЦБ, этот шаг необходим, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в мировых логистических цепочках. Мы надеемся, что другие страны последуют примеру России.
7 главных трендов логистической индустрии на 2022 год
-
- 1. E-commerce как драйвер роста
Мы видим, как с каждым годом технологии проникают глубже во все сегменты логистической отрасли. Упрощается документооборот, непосредственно обработка грузов. Но настоящим драйвером роста логистических сервисов стала сфера онлайн-торговли. По данным DataInsight, с 2021 по 2024 годы оборот e-commerce с 2021 по 2024 увеличится с 3,3 трлн до 7,2 трлн рублей. В этом сегменте наметился серьезный спрос на экспресс-доставку товаров, когда покупатели хотят получать желаемое максимум за 24 часа. И России есть куда расти в этом направлении с точки зрения развития клиентского сервиса, инноваций и удовлетворения растущего спроса при меняющихся условиях. Но какие еще технологии будут определять будущий образ современной логистики?
-
-
- 2. Искусственный интеллект
-
По данным Gartner, искусственный интеллект к концу этого года приведет к увеличению производительности труда сотрудников во всем мире на 6,2 млрд часов. Мы ожидаем, что логистические компании будут внедрять больше решений с расширенным интеллектом, которые в конечном итоге позволят профессионалам в области логистики выполнять свою работу быстрее, уменьшая количество ошибок и обеспечивая экономию средств.
-
-
- 3. Цифровые двойники
-
Цифровые двойники, возможно, являются одной из самых захватывающей тенденцией в области логистических технологий, за которыми стоит следить в ближайшие годы. Многие профессионалы в области логистики знают, что продукты никогда не будут такими же, как их компьютерные модели. При моделировании в текущем состоянии не учитывается, как детали изнашиваются и заменяются, или как владельцы вносят изменения в соответствии с меняющимися потребностями. Однако технология цифровых двойников меняет это раз и навсегда: теперь физический и цифровой миры могут быть объединены. Это позволит нам впервые взаимодействовать с цифровой моделью физического объекта или его части так же, как это было бы возможно с физическим аналогом.
-
-
-
- 4. Стандарты данных и расширенная аналитика
-
-
Исторически большинство данных в отрасли логистики всегда были изолированными. Участники рынка хранили данные так, как им было удобно. В результате вся картина была очень фрагментированной и неэффективной, что в итоге создало трудности для оцифровки операций.
Эти предпосылки повлияли на формирование важного тренда в сфере логистики на ближайший год – усовершенствование стандартов данных. Так, новые стандарты данных применяются в контейнерных перевозках благодаря появлению DCSA, Ассоциации цифрового контейнерного судоходства. Ее миссия состоит в том, чтобы разрабатывать общие стандарты информационных технологий для дальнейшей цифровизации отрасли. Кстати, спустя пару месяцев после старта DCSA выпустила свой первый Industry Blueprint. В документе описаны новые отраслевые стандарты для процессов обработки данных, которые используются при контейнерных перевозках.
В результате использования стандартов и улучшения процесса сбора данных можно будет прогнозировать спрос, улучшать видимость цепочки поставок, обнаруживать непредвиденные риски и улучшать доставку на последней миле. Когда данные в логистической отрасли будут приведены к стандарту и полностью оцифрованы, все участники рынка от этого выиграют.
-
-
-
-
- 5. Решение вопроса “последней мили”
-
-
-
Проблемы, связанные с доставкой «последней мили», обострились в связи с ростом числа онлайн-заказов в 2020 году. Доставка последней мили относится к последнему этапу службы доставки. И здесь возникает проблема оптимизации затрат в зависимости от расстояния и района: например большие посылки для людей, живущих за городом или мелкие посылки для жителей мегаполиса.
Чтобы сократить огромные расходы, связанные с доставкой на «последнюю милю», многие логистические компании инвестировали в дроны, в том числе для снижения расходов и времени на автомобильные перевозки и сокращения выбросов углекислого газа.
Для компаний, занимающихся доставкой скоропортящихся продуктов, становится популярным решением использование умных шкафчиков, которые позволяют сохранять холод.
-
-
-
-
-
- 6. Эко-тренд
-
-
-
-
Устойчивое развитие становится еще одним важным вопросом для всей логистики, так как компании используют много упаковки для хранения и транспортировки грузов. ESG-трансформация бизнеса в этом направлении будет занимать умы логистических операторов по всему миру все ближайшие годы.
Ответственное отношение к экологии и вопросам изменения климата начинается с формирования требований к поставщикам, плана реагирования в случае аварий, решения вопросов с ответственными поставками (использование экологически сертифицированных материалов, правильная утилизация мусора, упаковки и др.), а также управление рисками. Многие участники рынка следуют экологическим стандартам, внедряют методологии и используют переработанные материалы для создания предметов интерьера, конструкций для хранения и даже новогодние елки из паллет. Также операторы внедряют программы по возврату используемой тары.
-
-
-
-
-
-
- 7. Гибкость цепочки поставок
-
-
-
-
-
Пандемия, динамичный спрос и непредвиденные риски вынуждают логистических операторов более гибко подходить к вопросу организации поставок. Участники рынка инвестируют в ERP-решения, а также в инструменты аналитики, позволяющие делать точные прогнозы. На наш взгляд, лидерами рынка станут те, кто смогут быстрее трансформировать свой бизнес в этом направлении, чтобы обеспечить высокий уровень сервиса для клиентов и сократить свои издержки.
В 2022 с осторожным оптимизмом
Пандемия коронавируса затронула все отрасли по всему миру, включая сектор логистики. Рост числа покупок онлайн, закрытие границ, усиление проверок безопасности и локдауны с закрытием офлайн-магазинов изменили логистическую отрасль.
В этих условиях большинство новых тенденций в ближайшие годы будут направлены на устранение негативных последствий пандемии: решение проблемы с пробками и сбоями в сегменте контейнерных перевозок, использование IT-инструментов внутри цепочек поставки, а также улучшение клиентского опыта.
Фото: Pexels; из личного архива спикера