Социальный бизнес и принципы ESG – выбор в пользу будущих поколений
Может ли бизнес быть социальным? Как в России реализуются принципы ESG и почему миллениалы и зумеры отдают предпочтение социально ответственным работодателям, рассказывает Елена Малиновская, директор по аренде Millhouse, председатель правления АРКН.
Социальный бизнес как проводник новых идей
«Социальный бизнес» — термин, который не просто все активней звучит на различных бизнес-форумах, а уже уверенно присутствует в стратегии развития как небольших компаний, так и мировых корпоративных брендов. С каждым годом появляется все больше бизнес-инициатив, направленных не только на получение прибыли, но и на достижение общественно полезных целей. И если 15 лет назад словосочетание «социальный бизнес» вызывало улыбку, воспринимаясь как очередное модное увлечение, то сегодня это уже мейнстрим.
Поворот делового сообщества в сторону общественных ценностей во многом обусловлен изменением восприятия роли денег, которые перестали для современного поколения быть предметом успеха. В глазах зумеров и миллениалов бизнес должен уметь не только «делать» другие деньги, но также обязан обеспечивать реализацию общественных инициатив и запросов. В этом и заключается главное отличие классического бизнеса от социального, в котором наряду с прибылью на первые роли выходит внедрение инновационных идей и продуктов, решение важных социальных и культурных проблем.
Экологические проблемы, безработица, проблемы незащищенных слоев населения — глобальные вызовы, с которыми сегодня сталкивается каждая страна. Ответ на них не может сегодня дать ни одно отдельно взятое государство и даже государственные объедения. Для их решения необходимы проводники и реализаторы, те, кто оперативно смогут ответить на запрос общества. Поэтому возрастает значение компаний, способных предложить обществу новый взгляд, новые идеи и пути преодоления глобальных проблем.
Как вы считаете, должны ли компании ставить перед собой стратегические цели, связанные с устойчивым развитием?», %
В свою очередь, новые вызовы заставляют трансформироваться и бизнес. Социально ответственные компании получают сокращение издержек благодаря снижению отходов и экономии природных ресурсов. У них наблюдается низкий показатель репутационных рисков за счёт более прозрачной работы с поставщиками, честной коммуникации и добровольной сертификации своей деятельности. Решение общественных вопросов также ведёт к укреплению бренда и повышению лояльности аудитории через реализацию экологических проектов.
Мировые тренды в социальном бизнесе
В 2015 году ООН сформулировала 17 целей в области устойчивого развития — SDGs. Среди них ликвидация бедности, уменьшение неравенства, решение проблем в сфере экологии, образования, здравоохранения, правовой и социальной защиты. Их достижение запланировано на 2030 г. Цели ООН тесно связаны с корпоративными стандартами ESG, которые возникли как критерии оценки компаний потенциальными инвесторами в трех категориях: социальной, управленческой и экологической. Эти принципы сегодня закладываются в корпоративной стратегии практически всех крупнейших компаний. Приведём несколько примеров реализации ESG в социальном бизнесе.
Gensler — одна из крупнейших архитектурных фирм в мире — активно внедряет принципы устойчивого проектирования и корпоративного управления. Gensler поставила целью к 2030 году проектировать здания с нулевым уровнем выбросов углерода. Для этого компания использует аналитические инструменты для моделирования углеродного следа на всех этапах проектирования. Компания предлагает клиентам такие экологические решения, как адаптивное повторное использование зданий, что уменьшает потребность в новых строительных материалах и снижает выбросы. Корпоративное управление внутри компании продвигает диверсификацию сотрудников, гендерное равенство и инклюзивную культуру, что усиливает социальную ответственность компании.
Проект Bjarke Ingels Group из Дании. Проект представляет собой завод по переработке отходов в энергию, который генерирует электричество и тепло для города. На крыше здания оборудована зона для лыжного спорта, что служит примером интеграции функциональности и устойчивости. Компания создала доступное для всех слоев общества общественное пространство, которое можно использовать для спортивных и досуговых мероприятий. В проекте применены передовые технологии для улучшения энергоэффективности и управления отходами, а также стратегическое управление ресурсами.
В области социального предпринимательства современные технологии открывают новые возможности. К примеру, блокчейн может значительно облегчить доступ к финансированию, упрощая расчеты и усиливая общественный контроль. Ярким примером реализации технологии блокчейн является работа Благотворительного фонда блокчейн. Цель фонда — помочь сделать благотворительный сектор более прозрачным. В прошлом бывали случаи, когда благотворительные организации злоупотребляли средствами или использовали их не по назначению. Блокчейн позволяет отслеживать пожертвования от донора до места назначения. Этот маневр помогает укрепить доверие и гарантирует, что все пожертвования будут доставлены в конечный пункт назначения своевременно.
Инклюзивные бизнес-модели — идея важнее прибыли
Инклюзивные бизнес-модели в последние годы также начинают все активней применяться в социальных проектах. Инклюзивная бизнес-модель — это модель, направленная на привлечение людей с низкими доходами или ограниченными возможностями как в роли потребителя, так и работника данной компании.
В число компаний, придерживающихся принципов инклюзивности, входят мировые гиганты Google, Apple, Microsoft и Amazon. Последняя, к примеру, публикует отчёт, где отслеживает количество женщин в команде. В корпорации считают, что разнообразие позволяет ей лучше представлять свою глобальную клиентскую базу.
В Норвегии компания архитектурное бюро Snøhetta реализует проекты ориентированы на создание общественных пространств, доступных для всех слоев населения. Например, их проект Times Square в Нью-Йорке как раз направлен на расширение доступности и инклюзивности.
Социальное предпринимательство — идеальная бизнес-модель будущего
Одним из популярных в последнее время способов реализации социальных проектов является социальное предпринимательство, где помимо получения прибыли, можно рассчитывать на дополнительную финансовую помощь от государства и некоммерческих организаций.
Лидеры в сфере социального предпринимательства — Европа и США. Здесь государство рассматривает социальное предпринимательство прежде всего, как фактор экономического развития, создавая благоприятные условия для него на уровне законодательства. Причем в США социальное предпринимательство служит решению отдельных социальных проблем. Например, Центральная кухня округа Колумбия занимается сокращением голода в стране. Она вовлекает безработных в производство недорогой здоровой еды, а в рамках программы «Здоровые уголки» осуществляет доставку доступных продуктов в районы с низким доходом.
Сочетание прибыли и общественной пользы делают социальное предпринимательство идеальной бизнес-моделью нашего будущего.
ESG и социальный бизнес в России
В России принципы ESG и социальное предпринимательство менее распространены, чем за рубежом. Но постепенно они внедряются на уровне крупных компаний и стартапов. Так, тема ESG за последние годы на серьезном уровне рассматривается ведущими ИТ-компаниями и российскими финансовыми институтами.
Все больше девелоперов в России также уделяют внимание устойчивому развитию. Мы наблюдаем, что все чаще выделяются значительные ресурсы на проектирование и строительство энергоэффективных, экологичных и комфортных зданий. Это связано не только с требованиями пользователей, но и с осознанием самим бизнесом влияния недвижимости на окружающую среду. В долгосрочной перспективе такие подходы позволят значительно снизить затраты на коммунальные ресурсы благодаря энергоэффективным решениям, заложенным еще на этапе проектирования.
На вопрос Школы управления Сколково «Кто, по вашему мнению, уже предпринимает активные действия для достижения повестки устойчивого развития?» респонденты однозначно ответили — бизнес. И это понятно, действия, предпринимаемые бизнесом всегда «оставляют очень большие круги на воде» и поэтому заметны обществу.
Кто, по вашему мнению, уже предпринимает активные действия для достижения повестки устойчивого развития?
Кроме того, наблюдается рост общественного запроса на стандарты ESG и программы устойчивого развития. Миллениалы и зумеры ожидают ответственного поведения как от бизнесов, потребителями которых они являются, так и от работодателей — текущих и потенциальных.
ESG-лидеры российского бизнеса
В 2024 году в ESG-рейтингах лидерами являются компании сектора IT и телеком. На третьей позиции находятся транспортная отрасль. Среди ESG-лидеров российского бизнеса можно выделить Сбербанк, компании ФосАгро Норникель, Роснефть, X5 Group, Северсталь, МТС.
Яркий пример внедрения ESG в России также можно назвать работу Ассоциации рынка коммерческой недвижимости, в которую уже вошло более 10 крупнейших игроков рынка с суммарным объемом недвижимости более 17 млн квадратных метров. Среди главных достижений Ассоциации — внесение российской сертификации КЛЕВЕР в государственную таксономию зеленых проектов, а также инициирование процедуры обновления классификации офисных зданий. Благодаря последней инициативе офисные объекты теперь могут получить класс Prime. На сегодняшний день российскую сертификацию КЛЕВЕР прошли 39 объектов, 10 объектов проходят сертификацию на текущей момент, 129 объектов заявлено на сертификацию до конца 2027 года.
Что касается нашей компании, мы стремимся внедрять ESG-принципы в каждом проекте. Один из таких — деловой квартал «Сколково Парк». Концепция проекта основывается на сочетании современной архитектуры, экологичных материалов, обилия зелени и свободного пространства.
Деловой квартал строился по всем высочайшим стандартам: он оснащен современными инженерными системами вентиляции, кондиционирования и освещения с мониторингом их состояния в режиме реального времени. Здесь предусмотрены экономичный расход энергии, использование природных восполняемых ресурсов и безопасная утилизация отходов. Сейчас «Сколково Парк» проходит Российскую экологическую сертификацию КЛЕВЕР.
Государство нам поможет
Работающие в социальной сфере в России предприниматели при поддержке государства могут рассчитывать на большой перечень преференций. Во-первых, они могут получить беспроцентные субсидии из федерального бюджет в размере 500 000 руб, а для Арктической зоны — до 1 млн рублей. Во-вторых, им предоставляются региональные налоговые льготы, размер которых устанавливает отдельно в каждом субъекте. В-третьем, они могут получить банковские кредиты по сниженным ставкам. В-четвертых, социальным предприятия предоставляется возможность получить в аренду земельные участки или здания на льготных условиях или даже безвозмездной основе.
Государственная поддержка идет и через отдельные фонды, которые могут предоставить как грант, так и повысить уровень компетенции социальных предпринимателей. На площадке Фонда поддержки социальных проектов АСИ уже ни один год работает бесплатная обучающая онлайн-программа для новичков в социальной сфере, открыт акселератор, деятельность которого направлена на повышение бизнес-компетенций, поиск новых каналов монетизации социальных инициатив, «упаковку» проектов для привлечения инвесторов. Благодаря усилиям государства данный сектор активно стал развиваться в последние годы.
Миллениалы и зумеры выбирают между высокой зарплатой и пользой обществу
Есть несколько основных препятствий, с которыми сталкивается социальный бизнес. Прежде всего это сложности финансирования: мало банков готовы вкладываться в только что созданные предприятия, а потребительский кредит сегодня выдается с достаточно высокой процентной ставкой. Не у всех социальных предпринимателей хватает нужных компетенций и порой отсутствует практики ведения бизнеса. Учиться приходиться на своих ошибках. Возникают и сложности с набором персонала, так как социальный бизнес не предполагает зарплаты уровня крупных компаний или даже средних компаний. В целом наше общество благоприятно относится к социальному бизнесу и социальным предпринимателям. Наиболее позитивное к ним отношению наблюдается среди молодёжи.
Несмотря на то что заработная плата является одним из важнейших критериев при выборе работодателя для молодого поколения, зумеры и миллениалы готовы сделать выбор в пользу устойчивой компании, даже если заработная плата будет меньше. При этом основными причинами для этого могут стать смысл в работе и польза обществу.
Готовы ли Вы сделать выбор в пользу устойчивой компании, даже если заработная плата будет меньше?», %
Россия и Запад в зеркале ESG
В России и на Западе развитие социального бизнеса осуществляется в единой парадигме. Различие можно увидеть в контексте. В США и Европе превалирует частная инициатива, поддерживаемая на законодательном уровне и благотворительными фондами. В России социальный бизнес находит «сильное плечо на стороне» государства, которое создает благоприятные условия для социального предпринимательства. Обмен опытом, проведение международных форумов безусловно смогут помочь успешному переносу практик и знаний. Опросы показывают, что в России бизнес должен более активно брать на себя социальные функции.
Как вы оцениваете уровень устойчивости/ответственности российских компаний, с которыми вам приходилось взаимодействовать?», %
Уверенно смотрим вперед: в России социальный бизнес это уже не отдельные энтузиасты
Это уже определенное сообщество, которое постоянно расширяется, в том числе за счет растущих запросов общества. Новые поколения уже не готовы мириться с декларативной «зелёной» политикой, они реально проверяют, как всё работает, они не терпят гринвошинга, они сами предлагают улучшения и инициативы.
На этом фоне мы ожидаем, что принципы ESG будут постепенно становиться стандартами, на основании которых будет осуществляться деятельность каждой компании, каждого предпринимателя. И здесь важна роль государства, которое поможет масштабировать эти стандарты на все экономические субъекты. Явно заметных «кнутов» мы не ждем, но, по опыту других рынков, они могут появиться в любой момент. Например, здание, не сертифицированное по зелёным стандартам, может потерять в «классности» и не иметь возможности носить гордое звание класс «А+», если классификация будет пересмотрена соответствующим образом.
Роль социального бизнеса с каждым годом должна возрастать как ответ на запросы потребителей. При этом мы говорим не только о новых компаниях и стартапах, мы говорим о том, что действующие компании должны включить в свою миссию социальную ответственность. И к этому бизнес должен приходить самостоятельно. Несколько лет назад в бизнес-парке «Крылатские Холмы» по инициативе арендаторов был создан ESG-клуб, в который вошли представители арендаторов. Он занимается введением новых зелёных практик на всей территории бизнес-парка, поддержанием существующих, приобщением сотрудников, а также проводит мероприятия на стыке интересов арендодателя и арендаторов с экологическим, спортивным, социальным уклоном.
Мы ожидаем, что наши инициативы поддержат девелоперы из всех городов России и компании из других сфер бизнеса. Только так мы сможем способствовать достижению глобальных целей устойчивого развития.
Фото предоставлены автором публикации
мероприятий
Каждый второй зумер раз в год меняет место работы: основная причина — недовольство зарплатой