Совет юриста: как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф
Бары и рестораны в России неоднократно штрафовали за незаконное воспроизведение российских и зарубежных песен, поскольку таким образом они нарушали авторское право. Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности, поэтому дешевле и спокойнее будет все делать в соответствии с российским законодательством.
Почти каждый месяц появляются новости, что тот или иной бар, ресторан или кафе оштрафовали за музыку, которая фоном играла в заведении. У каждого музыкального произведения есть автор, у которого имеются авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно (ст. 1255 ГК РФ).
Если он продаст кому-то право распоряжаться своей музыкой, то покупатель получит смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).
Если предприниматель включит плейлист там, где работает с клиентами, то таким образом он уже использует музыку для бизнеса. А это уже коммерческое использование со всеми вытекающими последствиями. За него нужно платить правообладателю, иначе будут нарушены авторские и смежные права (ст. 1326 ГК РФ). Важный момент: нет принципиального значения, скачали вы музыку с торрентов, поставили лицензионный диск, запустили плейлист в соцсетях или включили радио. Также неважно, кто поставил музыку: если этот сделал официант, то отвечать всё равно владельцу бара.
— Установить факт нарушения достаточно несложно. Это могут сделать сотрудники полиции, которые при выявлении нарушения, оформят протокол и далее уже суд будет рассматривать дело об административном правонарушении. Представители ВОИС и РАО могут прийти к бизнесу с проверкой. Например, они могут сделать видеозапись или это можно сделать с помощью нотариуса, который составит протокол осмотра помещения, в котором укажет на исполнение музыкального произведения, — комментирует старший партнер МКА «ЮрСити», адвокат Виталий Шакин в интервью RB.RU.
Риски достаточно существенные: правообладатель имеет возможность взыскать убытки или компенсацию за нарушение его прав (ст. 1301 ГК РФ) — в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения. Также бизнесмена могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ — за нарушение авторских прав. При таком раскладе нарушителю может грозить наказание в виде административного штрафа на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм и т. д., на юрлиц — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей также с изъятием фонограмм и др.
Чтобы без проблем ставить музыку в своем заведении, следует оформить договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это госпосредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.
РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех артистов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные песни.
Коммерсант имеет возможность обратиться напрямую в представительства РАО и ВОИС в своём регионе. Представитель данных организаций просчитает ставки ежемесячной оплаты и подготовит договор. Оплата рассчитывается индивидуально, исходя от количества посадочных мест в заведении или его площади.
Фото: Pexels
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте