журнал стратегия

#журнал стратегия

Темур Шакая:

«На нашей платформе каждый сможет создать

свою социальную сеть»

На первое мероприятие Impact Club на площадке Rybakov Tower в качестве специального гостя был приглашен Темур Шакая — инвестор, посол мира, бизнесмен года и магистр бизнеса по версии журнала «Spear’s», создатель бренда «Лошадиная сила», экс-владелец сетей аптек «36,6» и «Горздрав». Человек, де-факто создавший и неоднократно преобразовавший фармацевтический рынок России. Сейчас он занимается новыми интересными проектами, о чем и поведал участникам Impact Club.

Клуб выдающихся джентльменов и бизнес-леди

Открывая вечер, основатель и гендиректор инвестиционной компании Impact Capital и сооснователь сообщества Impact Club Валерий Золотухин рассказал, чем будет заниматься новый клуб.

— Мы хотим получать удовольствие от общения с людьми, с которыми нам приятно быть вместе. Сейчас наша задача — приглашать в клуб больше интересных людей, которые будут делиться уникальным опытом. Большое спасибо Темуру за то, что он пришел на нашу первую встречу в формате Capital Talk. Мы будем все время поднимать качество наших мероприятий. До конца этого года в нашем клубе пройдет еще два события. Пока это все похоже на бета-тестирование и вход открыт, но со следующего года в мероприятиях клуба смогут участвовать только его члены. У нас нет задачи зарабатывать на клубе, наша задача — собрать качественных людей и зарабатывать вместе. У нас смарт-подход к инвестициям, в Impact Capital уже больше 140 акционеров. Среди них такие уникальные бизнесмены, как Максим Спиридонов, создавший образовательный холдинг «Нетология-групп», Дмитрий Троян, ставший крупнейшим франчайзи «Додо Пицца», и еще много известных людей. Мы все наши бизнес-направления пытаемся усилить такими классными предпринимателями, — отметил Валерий Золотухин.

Он также анонсировал создание женского направления в рамках клуба. В России все больше женщин интересуется инвестициями и развитием своего бизнеса, и Impact Club может стать надежным помощником на этом пути.

Выгоды и преимущества от членства в клубе: встречи с топовыми международными инвесторами и предпринимателями, доступ к сильнейшей аналитике (Impact Capital показал мощный рост портфеля в долларах), возможность получить решение от предпринимателей из списка Forbes, создание окружения, которое будет интересно и полезно для вашего бизнеса, экскурсии в компании и на производства крупных компаний по всей России, знакомство и обмен опытом с бизнес-клубами со всего мира, участие в мероприятиях в Гонконге, Монако, Лондоне, городах США и др.

Валерий Золотухин

Долго «запрягали», а потом взорвали рынок

Валерий Золотухин и Темур Шакая вели беседу в формате интервью, также были вопросы из зала. Один из интересных вопросов: «Существует поверье, что нельзя заниматься бизнесом с друзьями, а как это было у вас?». Темур Шакая ответил, что у него с точностью до наоборот: все свои бизнесы он строил с друзьями. Вы проводите больше, чем полжизни на работе и, конечно, приятнее находиться там с близкими людьми, чем с теми, кто просто пытается сделать на вас деньги. Конечно, бывают споры и конфликты, но положительные моменты от работы с друзьями перевешивают.

Аптечная империя Темура Шакая начиналась с одного маленького киоска внутри большой государственной аптеки. Через некоторое время сеть выросла до десятка торговых точек. И в таком состоянии она работала довольно долго. Тем временем конкуренты открывали все больше аптек — 20, 50, 100... Но Темур не торопился и не отвечал на усмешки коллег по цеху. Он отрабатывал уникальные модели, связанные с менеджментом, поставками и маркетингом. И когда он понял, что бизнес-модель работает, как часы, то позволил сети расти дальше.

Пока конкуренты изо всех сил бились, чтобы от 100 аптек перейти к 150–200 точкам, сеть Темура росла взрывными темпами: 200, 400, 1000 аптек... И в итоге выросла до аптечного бренда № 1. А потом началась череда слияний и поглощений. Вывод простой: не торопитесь строить наполеоновские планы, пока у вас не отточена бизнес-модель до состояния алмазного резака, которым вы потом перекроите весь рынок. Сжимайте пружину до тех пор, пока она не сможет прыгнуть выше всех.

Следующий вопрос: нужно ли строить компанию на продажу? Темур Шакая считает такую стратегию ошибочной. Ты сам копаешь себе яму, потому что концентрируешься не столько на сервисах и продуктах, сколько на перспективном денежном потоке, который маячит, как мираж, и может так и не реализоваться. Многие аптечные сети строились на продажу, пытались агрессивно захватывать рынок, но в итоге попадали в состояние «шпагата» — вложили, что могли, но деньги так и не поступили. Нужно прежде всего строить надежный бизнес, приносящий прибыль, а желающие купить компанию потом появятся сами.

Темур Шакая (слева) и Валерий Золотухин

Генерал маркетинговых войн

Одно из любимых детищ Темура Шакая, которым он занимается и по сей день, — всемирно известный бренд «Лошадиная сила» (Horse Force). В свое время Темур решил зайти на забитый косметический рынок. И, конечно, в своей манере сделал это самым нестандартным способом.

У него уже был бизнес по производству дорогих шампуней для ухода за элитными лошадьми. И до него стала доходить информация, что этим средством пользуются также и люди, причем даже звезды. После некоторого анализа было решено адаптировать этот продукт под «человеческие нужды». Этому способствовало и то, что шампунь не имел особых противопоказаний, был гипоаллергенным и от него быстрее росли волосы. Когда вышли с новым продуктом на рынок, то обогнали по продажам даже всемирно признанные бренды.

Но перед этим пришлось поучаствовать в маркетинговых битвах. Не так просто было объяснить потребителям, привыкшим к определенным маркам шампуней, зачем им переходить на новый бренд. И тогда был создан искусственный ажиотаж — шампуни и гели для суставов «Лошадиная сила» было решено продавать только в зоомагазинах. Мол, сила природы ждет вас только там. И внезапно владельцы зоомагазинов столкнулись со странными очередями и вначале даже не могли понять, что происходит. А продукт сметали с полок. Потом линейку «Лошадиной силы» продавали в основном в аптеках. Так она стала прочно ассоциироваться с природным здоровьем и красотой. «Лошадиная сила» заняла свою особую нишу и до сих пор стоит особняком.

Однажды в интервью голливудский актер Эштон Кутчер упомянул, что его подруга Деми Мур совсем помешалась на красоте и даже заказывает из заснеженной России какой-то «лошадиный» шампунь. Потом Темура Шакая спрашивали, сколько он заплатил за такую рекламную интеграцию. Но, естественно, платить ничего не надо было — шампунь действительно стал всемирно известным. Причем маркетинговый гений Темура придумал две абсолютно разные концепции продвижения продукта в России и западных странах. Если в нашей стране «Лошадиная сила — выбор звезд!», то в Европе — «секрет русских красавиц». И эти стратегии сработали прекрасно.

Сейчас Темур совместно с певцом и продюсером Григорием Лепсом развивает линейку продуктов для праздничного застолья, куда входят и алкогольные напитки. И снова маркетинговый прорыв! Ведь всей стране известны крылатые строчки «рюмка водки на столе» и «самый лучший день», которые используются в брендировании и рекламе.

Два взгляда на развитие компаний

Прозвучал вопрос о том, на какие показатели лучше ориентироваться при оценке компаний.

— Выручка — самый опасный показатель, на основе которого можно строить прогнозы, особенно ее роста, — отметил Темур Шакая. — Мы поглотили много десятков разных компаний, которые были нацелены именно на выручку. Когда она является твоим главным параметром эффективности, ты забываешь про простую вещь — прибыль. И все ресурсы направляешь именно на рост ради роста. Компания увеличивается, пухнет как на дрожжах... и затем взрывается. Но когда у тебя во главе угла стоит прибыль, стоимость компании в итоге вырастает намного сильнее. Если все процессы привязываются к маржинальному доходу или прибыли, а не к выручке, то компания становится намного более устойчивой. Она может пережить абсолютное большинство стрессов.

Выручка — это такая длинная палка, которая в любой момент может сломаться, если ее чуть-чуть перегнуло кризисом. А прибыль — это толщина палки, условно говоря. И даже если она короткая, но толстая, то «ветка» не ломается. И простите за странную метафору, прежде чем ее выращивать в длину, ее нужно выращивать в ширину. Нужно, чтобы у компании была прибыль, чтобы внутри оставались деньги для распределения, а уже потом был рост. На что, к сожалению, не обращают внимания 99% бизнесов.

Но как же тогда быть с теми историями, которые нам рассказывают бизнес-тренеры про безудержный рост Amazon и других гигантов? Сначала захват рынка, а потом уже будем разбираться с последствиями.

— Я бы ни в коем случае не смотрел на Джеффа Безоса, не стоит сравнивать свои бизнес-процессы с теми, которые ты не знаешь в принципе, — говорит Темур Шакая. — Есть люди, которые живут без еды 7 лет, — с их слов. Я лично с такими знаком. Я не знаю, так это или нет. Но я точно знаю, что если я или кто-то другой захочет повторить их рекорд, может «что-то пойти не так». На гигантов бизнеса нужно смотреть, учиться каким-то вещам, но ни в коем случае не думать, что «я сделаю то же самое, и у меня все получится». Этому учат «бизнес-гуру». А вы расскажите им про людей, которые не ели 7 лет.

Дополненная реальность и метавселенная

Темур Шакая давно вышел из аптечного бизнеса, потому что уверен, что ритейл ждут тектонические изменения и пора переключаться на другие направления. Валерий Золотухин поинтересовался, на какие новые тренды в экономике стоит обратить внимание инвесторам.

Темур рассказал, что всерьез увлекся IT-технологиями и сейчас развивает с бизнес-партнером перспективную платформу, которая может привнести много нового в мир социальных сетей. Сегодня цена входа на этот рынок является заоблачной. Если хочешь свою соцсеть, готовь от $30 млн. И это притом что будешь постоянно контролировать весь процесс разработки.

Темур Шакая поделился, что на его платформе любой человек или сообщество, любая компания или госорган смогут создать свою социальную сеть под любые нужды. Ее можно будет собирать, как конструктор, из необходимых элементов. Это могут быть ленты инфоканалов, видео разных форматов, мессенджер и даже электронная помощница с продвинутым искусственным интеллектом, которая сможет поддерживать разговор на любую тему.

К слову, мы получили возможность протестировать этот ИИ, который представлен в образе девушки Джинни. И она заметно отличается от Алисы или Siri, диалоги с которыми по-прежнему выглядят не очень натуральными. Джинни общается так, будто у нее человеческий характер. Ее ответы непредсказуемы и заставляют удивленно улыбаться. Будем следить за этой интересной новинкой, которая пока находится в режиме тестирования ограниченной группой пользователей.

Что интересно, со временем Джинни можно будет увидеть прямо у себя в комнате, так как она будет поддерживать режим дополненной реальности. Кроме того, сейчас ее обучают новым навыкам, и она сможет стать полноценным бизнес-помощником.

В новой системе изначально предусмотрено взаимодействие реальных и виртуальных миров, то есть речь идет о создании своей метавселенной, что сейчас является супермодным трендом.

Пока платформа развивается под именем Arround. Затем из ее недр должна появиться новая соцсеть «Хлеб», которая обещает стать самой «хлебной» — она будет делиться доходом с блогерами. Они получат множество инструментов для заработка, включая продажу NFT и других виртуальных активов на специальном маркетплейсе.

 

Полную версию этой интересной беседы вы можете увидеть здесь:

Николай Алексеев

Фото: Impact Club

20.12.2021
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,

No Banner to display

анонсы
мероприятий