журнал стратегия

#журнал стратегия

Торговые сети объединились с онлайн-площадками против скидок на Wildberries и Ozon

Представители отечественного ретейла просят власти включить в финальную версию законопроекта о платформенной экономике ограничения инвестиций маркетплейсов в скидки на товары. Участники рынка требуют ограничить объем инвестиций в скидки в течение года до 10% общего оборота товаров за предыдущий год. В ином случае это приведет к монополизации рынка, росту цен на товары и приостановке бизнеса других продавцов.

Законопроект о платформенной экономике 3 июля был внесен на рассмотрение депутатов Госдумы. Документ вводит понятия «платформенной экономики» и «цифровой платформы», а также посреднических цифровых платформ. Автором инициативы стало правительство РФ, которое на заседании поддержало разработанный Минэкономразвития России при активном участии депутатов Госдумы, бизнеса, отраслевых ФОИВ пакет законопроектов по регулированию платформенной экономики.

Он состоит из базового закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ», изменений в ряд отраслевых законов, а также в КоАП вследствие введения административной ответственности за нарушение новых требований. Новое регулирование разработано по поручению председателя Правительства РФ Михаила Мишустина и под кураторством заместителя председателя — руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия Григоренко.

Законопроекты направлены на регулирование платформ-посредников, которые позволяют одновременно разместить оферту, заключить сделку и провести оплату («посреднические цифровые платформы»). Сейчас это наиболее экономически значимые платформы: от их решений и действий зависит работа сотен тысяч продавцов и миллионов исполнителей услуг. Законопроекты после рассмотрения правительством будут направлены в Госдуму для принятия. Планируемый срок вступления в силу основного закона и изменений в отраслевые законы — 1 марта 2027 г.

«Сегодня растет электронная торговля, все больший спрос набирают маркетплейсы и сервисы, позволяющие в удобном формате заказывать и оплачивать товары и услуги. Важно сформировать прозрачную и эффективную нормативную базу для динамичного развития этого сегмента. И главное — защитить интересы как людей, использующих подобные онлайн-площадки, так и предпринимателей, которые реализуют через них свою продукцию», — отметил премеьер-министр РФ Михаил Мишустин, поручив ускорить принятие законов.

Между тем представители рынка физической розницы и несколько игроков онлайн-торговли попросили внести изменения в финальную версию законопроекта о платформенной экономике. Свое обращение они направили замруководителя администрации президента Максиму Орешкину, главе кабмина Михаилу Мишустину, спикеру Госдумы Вячеславу Володину и спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, сообщает РБК.

Письмо подписали руководители торговых сетей X5 Retail Group, «Магнит» и «Лента», Mercury Retail Holding (владеет «Бристолем» и «Красное & Белое»), сетей электроники «М.Видео-Эльдорадо» и DNS, а также «Детского мира». Из онлайн-площадок инициативу поддержали «Яндекс.Маркет», Lamoda, «ВсеИнструменты.ру» и сервис доставки еды «Купер» (бывший «СберМаркет»). Прежде эти компании публично не выступали за ограничение скидок.

Ключевое предложение в письме — ограничить объем финансов, которые компания может направлять на скидки, до 10% от общего оборота товаров площадки за предыдущий год. Также авторы письма предлагают сократить срок принятия закона до 1 марта 2026 г. Подписанты пожаловались, что столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны Wildberries и Ozon, которые активно используют скидки, финансируемые за счет комиссий продавцов. По оценкам экспертов, сейчас маркетплейсы вкладывают в скидки 16–22% оборота, что создает неравные условия для других участников рынка. В законопроекте также предлагается ужесточить проверку маркировки и заставить интернет-торговлю работать по тем же правилам, которые применяются к традиционным сетям.

В свою очередь представитель пресс-службы Wildberries & Russ заявил, что актуальная редакция проекта о платформенной экономике сбалансирована и учитывает позицию участников рынка. По его словам, участникам рынка потребуется время для подготовки к исполнению новых требований, в связи с этим сокращение срока начала действия документа – «нежизнеспособная инициатива». Он добавил, что ценообразование на Wildberries определяет только продавец, а маркетплейс имеет право лишь предоставить дополнительно скидку за свой счет. Подобная скидка помогает продавцам продавать больше, не теряя прибыль, а людям — покупать товары по доступным ценам.

В пресс-службе Ozon мнение своих коллег разделяют и также считают, что нынешняя версия законопроекта учитывает интересы всех участников рынка интернет-торговли: покупателей, продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов и перевозчиков. «Скидки с нашей стороны помогают продавцам на платформе расти быстрее, а 58 млн покупателей — купить товар по выгодной цене в любой точке страны. Это классическая механика на рынке, и много лет ее развивал офлайн-ретейл. При этом у наших продавцов есть возможность в любой момент отказаться от скидок за наш счет, но ей пользуются всего 2% предпринимателей. Мы выступаем за сохранение рыночного подхода — это важно для защиты интересов наших предпринимателей и покупателей», — говорится в заявлении компании.

Фото: Freepik - Freepik

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

От 20 до 100 тысяч: сколько готовы потратить на отпуск представители разных профессий

 

#, , ,
экономика и бизнес

МВД: За дропперство можно получить до 6 лет колонии

 

#, ,