журнал стратегия

#журнал стратегия

Цифро­визация производ­ства: уроки пандемии

Пандемия коронавируса изменила мир во многих отношениях, и в том числе позволила еще яснее оценить, насколько велика роль автоматизации и цифровизации в современной промышленности. Многие инструменты, которые раньше воспринимались как факультативные, стали жизненно необходимыми. О том, какие тенденции задали события этого года и как они повлияли на индустрию, рассуждает Клаус Хельмрих, главный исполнительный директор Siemens Digital Industries, член правления Siemens AG.

На разумной дистанции

— Пандемия COVID-19, несомненно, стала самым серьезным вызовом последних десятилетий, однако она вряд ли будет последней. И она показала, что один из основных факторов, определяющих дальнейшую работу предприятий, — возможность выполнять задачи удаленно и в цифровом формате.

Те компании, которые еще раньше вложились в цифровизацию, более успешно справились с новыми реалиями. Например, предприятиям автопрома цифровые решения помогли оперативно сократить объемы производства, а фармацевтическим компаниям, наоборот, они позволили эффективно увеличить выпуск продукции.

С повсеместным переходом на удаленный формат работы также возникли новые требования к сервисному обслуживанию. На пике пандемии его проведение значительно усложнилось, поскольку физическое присутствие специалистов на объектах не всегда было возможным. Поэтому, с одной стороны, еще актуальнее стал запрос на бесперебойность работы критических активов, а с другой — промышленность ждет современных решений, не требующих или почти не требующих сервисного обслуживания.

Такие решения уже существуют: например, компания «Сименс» работает над модернизацией распределительных сетей с использованием простых в установке современных решений, которые не нуждаются в сервисном обслуживании. С помощью таких решений можно создавать полностью автоматизированные подстанции, которые в кризисной ситуации станут надежным источником энергии. Пандемия стала катализатором, ускорившим этот тренд, и подобных разработок в ближайшее время будет появляться все больше.

Немаловажно, что этот тренд поддерживается на государственном уровне. Так, российское правительство сообщало о намерении инвестировать в инфраструктуру более 200 млрд рублей после завершения пандемии. Если часть этих средств направить на разработку таких решений, это заметно повысит жизнеспособность и эффективность разных отраслей промышленности.

Локализация как часть глобализации

Еще одной проверкой компаний на прочность стало нарушение цепочек поставок по всему миру. Логистика приняла на себя серьезный удар пандемии, и выстоять удалось в первую очередь тем предприятиям, которые еще до кризиса создали устойчивую региональную структуру, чтобы обеспечить доступность своих решений, продуктов и услуг.

В свете новых реалий постоянно звучащий призыв «быть ближе к заказчику» — это уже не просто лозунг. При высокой нагрузке на логистику это становится точкой опоры, которая позволяет продолжать стабильную работу даже в критических ситуациях внешних вызовов.

Поэтому сегодня глобальность сама по себе не гарантирует устойчивости — глобальные компании должны становиться по-настоящему локальными. Я считаю, что «Сименс» в России удалось этого достичь. Мы работаем в стране уже 170 лет, у нас есть более 20 площадок, собственный сбытовой и сервисный персонал, собственные локальные склады, логистические команды, объекты сборки и так далее.

Сегодня на локальном уровне можно и нужно осуществлять любые процессы — от базовых до самых сложных. Например, при наличии локальных сервисных команд нет необходимости отправлять специалистов из штаб-квартиры, особенно в ситуации, когда границы между странами закрыты. К тому же снимается языковой барьер, поскольку локальные команды набираются из местных специалистов.

Сервисным обслуживанием преимущества локализации не ограничиваются — при таком подходе снижается зависимость от поставок запчастей, упрощается режим взаимодействия с поставщиками. Но для использования преимуществ глобальной компании в сочетании с локализацией необходимы цифровые инструменты, управляющие цепочками поставок.

В частности, мы используем PDM-платформу Teamcenter, которая предлагает модули для полностью цифрового управления этими цепями. Кроме того, мы предлагаем цифровые инструменты, позволяющие заказчикам организовать собственный режим взаимодействия с поставщиками. Можно сказать, что сочетание глобального опыта, локального присутствия и профессионального управления цепочками поставок — залог бесперебойного производства и эксплуатации в любых ситуациях, в том числе в условиях кризиса.

Нужен ли человек?

Пандемия заставила нас решать не только чисто практические вопросы: она создала впечатление, что самое слабое звено в производственных процессах — это человек. Отсюда могли бы последовать логичные выводы, что замена людей роботами и автоматикой пойдет только на пользу.

Несмотря на такое впечатление, человек остается частью промышленности и инноваций, просто важно грамотно распределять функции: эксплуатация производственной площадки или сложной продукции не обязательно требует физического присутствия сотрудников, но это не означает, что люди в производстве не нужны.

К тому же никто не отменял удаленное управление процессами, о котором уже шла речь. Современное производство генерирует огромный объем данных, но решение на их основе принимают люди.

Конечно, для этого необходимы мощные системы — такие как платформа MindSphere, которая обеспечивает связь физической инфраструктуры с цифровой средой, предоставляет мощные промышленные приложения и цифровые сервисы, дает возможность эффективно использовать оборудование на основе анализа данных и т. д. Она предлагает недорогую масштабируемую облачную «платформу как услугу», которая дает возможность удаленно связываться с оборудованием, а также бесшовно соединяет сервисы компании и ее сторонних поставщиков.

Клаус Хельмрих

Цифровые двойники

Можно также упомянуть и моделирование, которое не требует присутствия человека на объекте, но не отменяет его участия в процессе, а напротив — делает первостепенно важным. Само же моделирование проводится с помощью цифровых двойников предприятий, которые все активнее внедряются в промышленности.

Это виртуальное представление изделия или процесса, которое позволяет оценивать и прогнозировать их рабочие характеристики. При этом цифровые двойники можно использовать на любом этапе производственного и жизненного цикла, чтобы просчитать ситуацию в цифровой среде, прежде чем проводить инвестиции в физические прототипы и ресурсы.

Таким образом, цифровизация не исключает человека из процесса производства, но меняет его роль, в том числе создавая новые специальности и новые рабочие места при повышении эффективности и снижении зависимости от человеческого фактора. Такое сочетание человеческих ресурсов и цифровых решений выгодно не только предприятиям, но и государствам, а также их гражданам.

Конечно, пандемия еще не закончилась и мы извлекли из нее далеко не все уроки, но я уверен, что этот опыт, в том числе трудный и негативный, поможет запустить новый виток цифровой трансформации, который сделает производство еще более надежным, эффективным и устойчивым перед новыми кризисами.

Фото: Siemens AG

14.07.2020
экономика и бизнес

TikTok собирается запустить конкурента Instagram*

 

#, , ,
экономика и бизнес

Britanka Design Meetup: как прошла встреча лидеров дизайн индустрии

 

#, , , ,
экономика и бизнес

TikTok собирается запустить конкурента Instagram*

 

#, , ,
экономика и бизнес

Britanka Design Meetup: как прошла встреча лидеров дизайн индустрии

 

#, , , ,

No Banner to display

анонсы
мероприятий