Удачное вложение: почему стоит инвестировать в спорттех в России
В условиях изоляции от западных инвесторов и потребителей российский спорттех сфокусировался на внутреннем рынке. Несмотря на непростые условия, в этой сфере остается немало успешных игроков и решений. О том, почему инвесторам стоит присмотреться к отечественному спорттеху и как выбрать потенциально прибыльный продукт, рассказал основатель онлайн-платформы SportGate Антонио Паласиос-Фернандес.
Спорттех — многосложная отрасль, которая регулярно сталкивается с новыми вызовами. Сегодня главное препятствие для него в России — тотальная изоляция. Впрочем, внутренний спортивный рынок страны развивается довольно быстрыми темпами. Все больше людей начинает заниматься спортом, соответственно, на рынке растет количество потребителей спортинвентаря, спортивной одежды, сопутствующих услуг, в первую очередь цифровых, носимой электроники и так далее. Согласно данным Минспорта, в 2021 году 49,4% россиян регулярно занимались физической активностью, к 2024 году это число должно вырасти до 55%, к 2030-му — до 70%. Цели амбициозные, но достижимые, если использовать современные решения.
Ситуация на рынке
Спортивный рынок, как и любая другая отрасль, в рамках кризиса меняет фокус. В связи с этим одни компании теперь работают исключительно внутри страны, другие — переносят все проекты за рубеж. С одной стороны, они освобождают рынок друг для друга, с другой — это мешает развитию отрасли, так как уход одной компании может спровоцировать закрытие другой, если у них, например, были совместные проекты. Помимо этого, изменения происходят внутри самих стартапов. Например, нам в SportGate в связи с обстоятельствами в мире пришлось искать новых разработчиков и заменять зарубежные сервисы отечественными. На всё это уходят недели и месяцы кропотливой работы.
Сегодня мы наблюдаем, что инвесторы заняли выжидательную позицию и боятся действовать. Однако есть те, кто готов вкладываться в проекты за адекватные деньги. Как мы понимаем, последних намного меньше. Чаще всего именно они борются за самые интересные активы в стране.
Цифровизация спорттеха
Несмотря на турбулентную обстановку, российский спорттех будет развиваться. Рычагом станет цифровизация отрасли. Сегодня компании внедряют разнообразные технологии и модели: AR, VR, mixed reality, motion capture, IoT, AI, SaaS, приложения для беттинга, блокчейн, NFT, машинное обучение и прочее. О необходимости цифровизации спортпроектов говорят и эксперты. Так, на платформе in_Sport 365 1 ноября прошла онлайн-выставка и конференция «ИТ-технологии, инновации и медицина в спорте», на которой эксперты обсудили проблемы и перспективы цифровизации спорта в России, а также предложили решения для госучреждений, школ и федераций.
Для компаний цифровизация — это сильная сторона, которая быстро окупается. Это фундаментальная основа любого бизнес-проекта. Во-первых, технологии упрощают жизнь пользователям, во-вторых, они показывают инвесторам перспективу для вложений. На примере нашего проекта клиент получает услугу онлайн-бронирования любой удобной площадки для спорта. Помимо этого, мы сейчас разрабатываем возможность раздельной оплаты счетов в командных видах спорта. Это упрощает клиентский путь.
Тренды 2023
Основные тренды — правильное питание и онлайн-тренировки — сохраняются спустя два года после начала пандемии. Популярность набирают трекеры для отслеживания и анализа артериального давления, сердечного ритма, геймификация фитнеса, киберспорт и так далее. Люди стали чаще задумываться о своем здоровье. Сегодня спорт — это не только физическая активность, это образ мышления, здоровая еда, общение. Мы видим развитие и со стороны девелопмента. То есть все жилые дома сегодня строятся с фитнес-студиями, клубами, бесплатными спортивными площадками и так далее. Ясно одно: пользователь сам решает, где и когда ему поддерживать себя в форме.
Помимо этого, компании создают задел на будущее. Например, собирают данные об аудитории. Это помогает определить желания и потребности аудитории, вовлечь в проект. Если мы говорим о спорттехе как о бизнесе, то сбор и анализ персональных данных позволит монетизировать аудиторию, продавая интересные услуги. Классический спорт продолжит изучать гейминг-индустрию, которая создает тренды для новых поколений. В рамках геймификации создаются метавселенные, где проходят турниры, концерты, матчи. И сегодня тренд на синхронизацию и объединение виртуального и реального пространств колоссален. Нельзя забывать и о стриминге. С каждым годом интерес к таким событиям только растет. Уже скоро объемы аудитории таких платформ превысят цифры, которые есть у ТВ.
Как инвестору найти проект
На спортивном рынке появляется много предложений, отвечающих трендам обладающих хорошим потенциалом. Но как найти тот, который принесет прибыль? Во-первых, бизнес-идея должна быть рабочей. То есть инвестору важно понимать, что это адекватная и реализуемая задумка. Во-вторых, необходимо оценить и проанализировать проект: какие у него перспективы, вписывается ли он в современные запросы, как работает команда.
Если мы говорим про готовый продукт, то нужно постараться больше узнать о его бэкграунде. Например, сколько было пилотных проектов до создания конечного продукта. Не все компании способны рассказать инвестору о своих неудачах, однако хороший бизнес зачастую строится на трудностях и их преодолении. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает.
В 2022 году инвесторы начали активнее обращать внимание на российские стартапы, что говорит о развитии спорттеха и хорошем сигнале для рынка. Например, в наш стартап SportGate инвестировали $500 тыс. Вложения в капитал предоставили в качестве конвертируемого займа венчурный холдинг Quonota Investments и ряд бизнес-ангелов. Еще один пример — проект SPORTUNIVER, который привлек 30 млн рублей от частных инвесторов. Средства направили на создание новых обучающих программ, построение цифровой платформы обучения спортивным профессиям и продвижение за рубежом.
Перспективы российского спорттеха
Несмотря на непростые условия, российский спорттех будет развиваться. С одной стороны, есть сложности в замене зарубежных технологий, с другой — созданные для внутреннего рынка новые решения сразу же заметят. Инвестору важно понимать современные тренды и вместе с командой создавать востребованные продукты. Весь мир живет по определенным канонам, и кто быстрее реализует ту или иную технологию, сможет стать лидером на рынке.
Скорее всего, спорттех в России будет существовать по внутренним правилам. Мы будем работать с инвесторами государственного сектора, окологосударственными компаниями и зарубежными предпринимателями, которые хотят зарабатывать на отечественном рынке вне зависимости от политической ситуации. Я уверен, что спорттех не будет изолирован от западного рынка, и мы будем использовать мировые практики и реализовывать их в нашей стране.
Фото: Unsplash
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте