В системе быстрых платежей теперь доступна опция по возвращению ошибочного перевода
У пользователей системы быстрых платежей появилась возможность попросить банк вернуть перевод, сделанный по ошибке или в результате действий аферистов, однако отвечать на их обращение кредитная организация пока не обязана.
В августе в системе быстрых платежей стал действовать аналог чарджбэка — механизма взаимодействия между банками, который предоставляет возможность вернуть ошибочный или мошеннический перевод, пишут «Известия» со ссылкой на ЦБ. На данный момент сервис эксплуатируют уже 130 банков, в их числе ВТБ, ПСБ, МКБ, Райффайзенбанк и Росбанк. Данный сервис позволяет возмещать средства за 15 дней, но в отличие от аналогичного механизма по карточным операциям (чарджбэка) возмещение происходит не в обязательном порядке, а по доброй воле кредитных учреждений.
В Национальной системе платежных карт (НСПК) отметили, что этот новый функционал дает банкам-участникам удобный канал коммуникации, в котором они могут напрямую адресовать запрос второму участнику совершенной в СБП операции и оперативно получить обратную связь для урегулирования спора. Процесс строится по аналогии с диспутной моделью платежной системы «Мир», что обеспечивает решение возможных спорных ситуаций куда оперативнее, чем в других платежных системах.
Поводом для запуска диспутного процесса могут быть обращения клиента-плательщика или клиента-получателя о проведении корректировки или отмены операции в СБП в связи с допущенной ошибкой, в частности, в сумме перевода или реквизита. С помощью новой опции граждане теперь могут при обращении в банк получить необходимые документы по операции СБП, вернуть ошибочно поступивший на счет перевод и даже в ряде случаев исправить собственную ошибку, допущенную при перечислении суммы.
Между тем, глава группы по борьбе с мошенническими операциями и претензионной работе Райффайзенбанка Марина Кодрян отметила, что пока банки не обязаны отвечать на претензии клиента, поэтому это только шаг в сторону полноценного диспутного процесса в СБП. По ее словам, при карточном чарджбэке отсутствие реакции на запрос означает принятие ответственности за неправомерность карточной операции со стороны эквайера и удержание средств в пользу клиента. А при механизме в СБП отсутствие реакции говорит о том, что запрос отклонен и деньги не будут возвращены клиенту. Поэтому пока этот сервис нельзя считать полноценным аналогом карточного чарджбэка, подчеркнула специалист.
Стоит добавить, что Центробанк намерен запустить в рамках СБП переводы за границу. Данный механизм планируется запустить во взаимодействии с аналогичными иностранными системами, так и через сотрудничество с отдельными зарубежными банками. Планируется, что такая возможность будет доступна уже в следующем году.
Фото: Pixabay