журнал стратегия

#журнал стратегия

В Вышке научились измерять организационный цинизм

Ученые из НИУ ВШЭ адаптировали Шкалу организационного цинизма. Выяснилось, что уровень организационного цинизма зависит от возраста: чем старше сотрудник и больше его стаж работы в организации, тем меньше в нем цинизма по отношению к месту работы и тем более он склонен прощать управленческие недостатки. Результаты работы опубликованы в журнале «Социальная психология и общество». Новый инструмент может использоваться для решения различных проблем жизнестойкости организации и работников, укрепления лояльности сотрудников, а также предотвращения текучки кадров. Подробнее — в материале IQ.HSE

О чем речь? 

Понятие организационного цинизма появилось в конце XX века и сразу стало популярным в социально-психологических исследованиях по всему миру. Согласно имеющимся данным, значительное количество сотрудников крайне цинично относятся к своим организациям, отмечают в своей статье исследовательницы Милада Павлова, Мария Дзюбенко и Софья Нартова-Бочавер

Согласно исследованиям, организационный цинизм имеет множество негативных последствий. Среди них падение уровня удовлетворенности трудом, разрушение моральной атмосферы в компании, нарушение профессиональных обязательств, искажение профессиональной идентичности, откровенная агрессия и асоциальные действия. 

Шкала организационного цинизма (The Organizational Cynicism Scale) — один из наиболее авторитетных зарубежных опросников, который используется уже более 20 лет во многих странах. Авторы новой работы отмечают, что для изучения и предотвращения организационного цинизма необходимо располагать надежным и валидным инструментом его измерения. Однако до сих пор не было ее адаптированной русскоязычной версии. Исследователи из НИУ ВШЭ решили восполнить этот пробел.  

В адаптации приняли участие 424 респондента — 296 женщин и 128 мужчин в возрасте от 19 до 84 лет. Средний стаж респондентов — 16,76 года. Основу выборки составили жители России (385 человек), также в ней были русскоязычные участники из других стран, например Израиля, Канады, Великобритании, США, Индонезии. 

Данные собирались с помощью сервиса 1ka.si на протяжении 2020–2021 годов. Шкала включает 13 утверждений и три субшкалы, отражающие три аспекта организационного цинизма: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. 

Для проверки конвергентной валидности авторы использовали Шкалу привязанности к офису, которая является модификацией Шкалы привязанности к месту применительно к рабочему пространству. В ходе работы использовались статистические методы анализа данных.  

Результаты анализа подтвердили надежность и валидность Шкалы организационного цинизма. Авторы отмечают, что шкала сохранила свою трехфакторную структуру и включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты. 

Также был обнаружен отрицательный возрастной тренд: чем старше человек и больше его опыт работы, тем ниже все показатели организационного цинизма. «По-видимому, по мере накопления опыта трудовых отношений и возможности сравнения разных мест работы люди становятся более толерантными к тем организационным решениям, которые в молодости могут восприниматься как нечестные. Люди меньше раздражаются от разных событий в организациях и становятся более сдержанными в своем критическом поведении, подразумевающем разотождествление с организацией, сарказм и осуждение того, что в ней происходит», — комментируют исследователи.

Они отмечают, что адаптированная версия Шкалы организационного цинизма может использоваться, например, для оценки риска снижения производительности труда и профессионального выгорания работников. «С помощью инструмента можно изучать, как сотрудники относятся к своей организации — насколько доверяют руководству и верят в искренность принимаемых решений, готовы ли поддерживать репутацию этой организации и просто продолжать в ней работать», — комментирует Софья Нартова-Бочавер.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Объявлены имена победителей премии FINNEXT-2024

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Топ-10 направлений применения лития

 

#, , , , ,