Ведущие банки страны выплатили клиентам 300 млрд рублей кешбэка в прошлом году

В минувшем году общий объем выплаченного российскими банками кешбэка вырос в 1,5 раза год к году и составил примерно 300 млрд рублей.
Сейчас практически все банки страны имеют программу лояльности и предоставляют своим клиентам кешбэк. В прошлом году общий объем выплаченного отечественными банками кешбэка увеличился в 1,5 раза год к году и составил около 300 млрд рублей, пишут Ведомости. Далеко не все банки раскрывают подробную статистику по своим системам лояльности, но ряд ведущих финансовых организаций страны озвучил цифры.
Так, Сбер в прошлом году по программе лояльности «Сберспасибо» выдал своим клиентам свыше 179 млрд бонусов, которые можно тратить на покупки у партнеров банка (рост показателя в годовом выражении на 17%). Объем списанных бонусов вырос за год на 38%, до 186 млрд. Справедливости ради отметим, что 1 бонус в Сбере равен 50 копейкам.
«Т-банк» в рамках своих программ лояльности начислил клиентам более 90 млрд рублей кешбэка (плюс 8% год к году). Больше 10 млрд рублей из этой суммы было начислено за покупки через «T-Pay» (рост в 10 раз).

Число баллов, начисленных «Промсвязьбанком» клиентам в рамках программ лояльности, выросло за год в 1,5 раза, до 3,6 млрд. Баллы можно конвертировать в рубли в соотношении 1:1. Количество баллов, которые получили клиенты «Совкомбанка», увеличилось более чем на 10% и превысило 3,9 млрд рублей. Один балл равен 1 руб. ВТБ начислил клиентам на 83% больше кешбэка, чем в 2023 году, «Альфа-банк» — в два раза больше, «Почта Банк» — на 10% больше. Клиенты банка ДОМ.РФ получили свыше 200 млн рублей кешбэка (плюс 25% к 2023 году).
В ВТБ наибольшую сумму кешбэка в прошлом году пользователи программы лояльности получили при покупках в супермаркетах и аптеках. В топ-5 категорий попали траты на одежду и обувь, посещение кафе и ресторанов, а также универсальная категория «на все покупки».
По прогнозам ВТБ, в этом году банки выплатят пользователям своих программ лояльности от 400 до 500 млрд рублей, что может стать рекордным показателем для российских потребителей, заявил заместитель президента – председателя правления ВТБ Георгий Горшков.

«Ключевым трендом на рынке в этом году станет усиление конкуренции: банки будут не только активно повышать размер кешбэка, но и запускать персональные предложения и акции для удержания пользователей. Это позволит предлагать услуги и продукты, максимально соответствующие потребностям клиента», – подчеркнул представитель банка.
Еще одним важным направлением будет геймификация. Банки станут предлагать акции и конкурсы, которые позволят клиентам в игровой форме выбирать дополнительные категории для получения кешбэка или зарабатывать повышенный процент. Эта инициатива повысит уровень вовлеченности клиентов и увеличит их транзакционную активность.
Помимо того, в нынешнем году ожидается активное создание партнерских проектов между банками и различными сервисами, такими как доставка, транспорт, онлайн-магазины и другие популярные направления. Подобные интеграции дадут возможность клиентам получать кешбэк не только за использование банковских продуктов, но и за покупки у партнеров.
«Кешбэк остается важнейшим инструментом для привлечения и удержания клиентов. Несмотря на все вызовы рынка, банки продолжат наращивать инвестиции в свои программы лояльности, разрабатывая новые проекты и увеличивая выплаты», – акцентировал Горшков.
Кэшбэк — это возврат части расходов за покупки, оплаченные картой. Дословно cashback переводится с английского как «возврат наличных денег», но существует в основном в безналичной форме. Банки возвращать могут не только деньги, но и специальные бонусы или мили, которые можно обменять на рубли или потратить на другие покупки. По сути, кешбэк — это отложенная скидка, которая предоставляется не в момент оплаты, а по итогам всего месяца. Сейчас каждый уважающий себя банк имеет свою бонусную программу. У ряда банков категории кешбэка фиксированные и не меняются. При этом размер кешбэка часто зависит от «степени привилегированности» клиента, говоря простыми словами, от суммы его вклада, который он держит в этом банке.
Между тем многие банки каждый месяц меняют категории кешбэка. Условно если в феврале на кафе был 1% кешбэка, то в марте он может стать 5%. Однако зачастую самые высокие величины кешбэка назначаются на те категории, которыми клиент не пользуется. Так, если банк видит, что человек не пользуется машиной, не тратит деньги на бензин, то ему могут дать высокий кешбэк на каршеринг или проезд по платным дорогам.

Источником банковского кешбэка являются комиссионные, которые банки платят друг другу за совершение безналичных расчетов. Так, за каждую покупку, оплаченную картой, продавец платит банку-эквайеру (банку, обслуживающему платежи магазина) комиссию (0,5–2,5% от суммы покупки). Часть этой комиссии банк-эквайер перечисляет банку-эмитенту (банку, выпустившему карту, с которой оплачивалась покупка). Из полученных денег банк-эмитент платит кешбэк держателю карты. По факту все участники цепочки получают определенную выгоду.
Магазины и другие компании также могут предлагать собственные программы кешбэка. При таком раскладе возврат денег или начисление бонусов происходит непосредственно за счет продавца. Покупатель при этом может получать одновременно вознаграждение от банка и вознаграждение от магазина. В кешбэк-сервисах вознаграждение выплачивается из средств производителей товаров и торговых сетей.
Важный момент: часто у банков есть лимит на сумму кешбэка в месяц. Например, может быть предел в 3000 рублей — то есть, если кешбэка в расчетном периоде накопилось больше, банк все равно выплатит только 3000 рублей. Для улучшенных условий по кешбэку придется подключать премиальные тарифы или просто можно завести несколько банковских карт.
При совершении крупных покупок нужно понимать, какой МСС (четырехзначный код, позволяющий классифицировать организации по виду их деятельности) у вашего продавца. Например, у вас есть кешбэк в 5% на покупку бытовой техники и по этой же карте 1% на покупки в супермаркетах. Если вы условно в «Ашане» или «Перекрестке» купите фен, то оплата будет рассчитана как покупка в супермаркете, а не по категории «бытовая техника».

Многие банки подобные нюансы расписывают в правилах кешбэка, но зачастую это талмуд на 30 страницах, которые мало кто читает. В спорных же ситуациях при расчете кешбэка можно даже обращаться в Центробанк, если ранее вам отказали в службе поддержки банка.
«Это обоснованно, потому что закон о национальной платежной системе обязывает банк обеспечить прозрачность операций и их условий. Так же у обманутого клиента есть возможность подать жалобу на сайте Роспотребнадзора или в суд. При этом можно ссылаться на 12-ю статью закона о защите прав потребителей, согласно которой предоставление неполной информации является нарушением. А статья 16 того же закона указывает на недопустимость ущемления прав потребителей», — заявила в интервью aif.ru адвокат Елена Зарецкая.
В целом же, чтобы не пришлось «бодаться» с банком, следует детально проверить условия начисления кешбэка еще до совершения крупных покупок, особенно если речь идет о предложениях от партнеров с привлекательными процентами. В частности, банки могут ограничивать перечень MCC-кодов организаций, участвующих в программе лояльности. Важный момент: многие банки не засчитывают кешбэк, если оплата проходила по СБП. Подобные нюансы тоже стоит учитывать. Также категории кешбэка по разным картам следует выбирать в один день, чтобы посмотреть все возможные варианты и выбрать наиболее подходящие категории с учетом предполагаемых покупок.
И, пожалуй, главный совет: не гонитесь за максимальным кешбэком. Часто погоня за бонусами приводит к необдуманным и ненужным покупкам. Кешбэк должен помогать экономить на расходах, а не провоцировать лишние траты на ненужные покупки.
Артем Реутов
Фото: Freepik - Freepik, KamranAydinov, Dragana_Gordic
мероприятий