Владельцы российских франшиз наращивают свое присутствие за рубежом

В прошлом году многие российские компании открыли свой бизнес за рубежом с привлечением местных партнеров.
К концу 2024 года почти 43% всех российских брендов, развивающихся в том числе по франшизе, открыли свои заведения за границей с привлечением партнеров, сообщает сервис Franshiza.ru. Годом ранее данный показатель не превышал 31%.
Большинство из зарубежных точек по-прежнему располагаются в Беларуси, Казахстане и Узбекистане. Все больше заявок на франшизы приходят из Кыргызстана, Монголии, Армении и Азербайджана. Повышенный интерес у иностранных предпринимателей вызывают российские проекты в сфере детского образования, развлечений и VR, трендового фаст-фуда. Продолжается развитие российских франшиз в ОАЭ.
При этом 57% франшиз развивается пока только на территории РФ. Однако число тех, кто по тем или иным причинам не рассматривает международную экспансию, сократилось по сравнению с прошлым годом. Чуть более 40% российских франшиз намерены в ближайшей перспективе вести развитие только в России. Такие ограничения связаны со сложностью адаптации под законодательства других государств и с рисками контроля франчайзи за рубежом. Некоторые франшизы (в основном продуктовые) исходят из необходимости короткой логистики.
В свою очередь 34% франчайзеров желают начать бизнес в Беларуси, Казахстане и Узбекистане; около 9% рассматривают для открытия новых точек ОАЭ, Турцию, Китай и другие дружественные страны. 17% предпринимателей готовы рассмотреть все страны мира, если будет достойный франчайзи.
На начало этого года рынок франчайзинга в РФ на 89% состоит из отечественных брендов, и данный показатель стабильно растет. Иностранные бренды почти полностью отсутствуют в сегменте услуг населению (образование, медицина, логистика, продуктовая розница и пр.). Международные бренды встречаются сейчас в основном в сегменте общественного питания и фэшн-ритейла.
При этом значительная доля франшиз на российском рынке имеет головной офис в регионах. Большое число франшиз из Новосибирска, Казани, Нижнего Новгорода и Перми. Доля франчайзинговых проектов со штаб-квартирой в Москве составляет 19%, что на 1 п.п. ниже, чем годом ранее. Вторая строчка в этом рейтинге у Санкт-Петербурга; его доля за год не изменилась и составляет 7%.
Аналитики отмечают, что в прошлом году усилился тренд на инвестиционные (управленческие) франшизы. Управление точками франчайзи лежит на плечах франчайзера, но франчайзи инвестирует собственные финансы и получает процент от прибыли. Однако повышение внимания налоговых органов к подобной схеме взаимодействия, из-за ее схожести с признаками дробления бизнеса, послужило сдерживающим фактором развития подобного вида франшиз. Однако франчайзеры продолжают предлагать своим франчайзи дополнительную поддержку в процессе открытия бизнеса: ремонт помещения, поиск персонала, формирование заказа продукции и пр.
Фото: Freepik - Freepik
мероприятий