Артур Джанибекян: «В будущем зритель сам будет менять телеэфир»
Первый заместитель руководителя субхолдинга «Газпром-медиа Развлекательное телевидение» и основатель Comedy Club Production Артур Джанибекян рассказал о развитии телевидения и новых медиа на Synergy Online Forum.
Comedy — 15 лет
— 23 апреля 2005 года Comedy Club впервые вышел в эфир телеканала ТНТ, недавно шоу исполнилось ровно 15 лет. За это время выпущено 683 часовых выпуска, оригинальных. Все это стало возможным благодаря большому количеству талантливых людей, которые находились и в основном находятся до сих пор в Comedy Club. Это Гарик Мартиросян, Гарик Харламов, Паша Воля, Демис Карибидис, Тимур Батрутдинов, всех не назовешь, их несколько десятков человек. И люди, которые в какой-то момент переходят на работу в другие проекты, с большим удовольствием периодически к нам возвращаются.
Безусловно, это в первую очередь божье везение. Во-вторых, это талант большого количества людей. В-третьих, попадание в правильный период телевизионной экономики, которое стало причиной нашего развития. Сам факт того, что мы 15 лет в эфире, говорит сам за себя.
Comedy Club стал отдельной сущностью и будет жить своей жизнью. И я просто счастлив, что мы имеем к этому отношение. Comedy Club еще в 2006 году стал большим продакшеном, который начал развивать в себе большое число других проектов, каждый из них зрителям хорошо знаком. Делал и буду делать все вместе с командой, друзьями, чтобы все это сохранить.
«Коронавыпуски» и удаленка
Что делать в кризис? Мы это для себя проверяли в 2008–2009-м (я имею в виду ребят из продакшена), еще тогда было большое количество сложностей с непониманием того, каким будет будущее и какими будут бюджеты. И, как следствие, какая будет стратегия нашего канала ТНТ, основного заказчика.
И мы тогда еще для себя поняли, что в моменты кризиса необходимо все время и все ресурсы вкладывать в будущее — это написание сценариев, подготовка.
Сейчас параллельно с этим, например, ребята из Comedy Club запустили «коронавыпуски», мы их так называем. И они пользуются большой популярностью. Вся авторская работа проводится именно в этом ключе, и продукты предоставляются на злобу дня. Да, картинка «зумовская». И в этом еще надо делать юмор.
Восстановление полноценного съемочного процесса в целом зависит от ситуации с вирусом, от экономики. Но мы все понимаем, что хочется творить, хочется жить, хочется делать чудеса.
Старое запускает новое
Непросто держать позицию, потому что зритель очень требователен. Ему неинтересно, почему и по каким причинам у твоего автора что-то не получилось и ты не предоставил очередную серию или очередную программу. Для зрителя мы в каком-то смысле роботы. Мы должны выдавать в конкретное время конкретный продукт. И это не подлежит обсуждению. И с этим можно соглашаться, можно не соглашаться, но это факт. То есть под диктовку зрителя ты вынужден держать какие-то вещи.
Понятно, что когда ты делаешь множество сезонов дюжины каких-то продуктов типа «Интернов», которые, безусловно, бестселлеры, то хочется их держать, потому что это интересно зрителям, и их любят рекламодатели, и это имидж канала ТНТ. Но при этом все время хочется развиваться дальше. Новое запускать — это личная амбиция и желание расти у каждого продюсера. А старое держать — это индустриальная необходимость, чтобы иметь возможность запускать новое. Это не баланс даже, а круговое движение.
Если ты ничего нового не делаешь, то в какой-то момент превращаешься в продюсера, автора, артиста, от которого устают. Нужны очень серьезные психологические упражнения для того, чтобы не останавливаться на достигнутом.
Главное — делать, что нравится
Самое главное — это целеустремленно, честно и талантливо делать то, что тебе самому нравится. Вот когда ты это делаешь, все получается, мне кажется.
Все наши продакшены и все наши шоураннеры, креаторы и все остальные люди — это инхаус. То есть мы в основном работаем с теми людьми, которые так или иначе творят у нас в компании. Всегда надо полагаться на две вещи. В первую очередь — это идея, во вторую — человек, который должен это делать. Если идея нравится, совпадает с элементом таланта, чувствуется, что там что-то интересное есть, — дальше уже вопрос доверия. Как в случае с Семеном Слепаковым с сериалом «Домашний арест» или в случае с Гариком Мартиросяном. Люди, которые так или иначе делают шедевры.
Здесь необходимо, чтобы они правильно в нужную секунду нашли проект, а мое дело в этом случае — максимально поспособствовать тому, чтобы исчезли элементы, которые могли бы помешать этим творениям, во-первых, случиться, во-вторых, подняться на соответствующие экраны, сервисы, каналы и т. д. Мне кажется, эта система работает. Идея плюс шоураннер. Два обстоятельства, на которые стоит полагаться.
ТВ против видеосервисов
И до коронавируса было видно, что телевидение ежедневно теряет своих зрителей в пользу «Нетфликсов». Понятно, что в некоторых странах, где такая культура потребления развита, это все острее и интереснее двигается, а в нашей стране народ только начинает влюбляться в видеосервисы. Очень многие начинают это для себя открывать.
ТВ и видеосервисы сложно сравнивать опять-таки потому, что после коронавируса еще будут глубокие экономические последствия. Телевидение получит от этого, скажем так, отрицательную энергию. И видеосервисы еще более явным образом будут преобладать. Онлайн-площадки в любом случае — это будущее. Мы, например, развиваем наш видеосервис Premier.
Телевидение не исчезнет, но оно превратится в гораздо более нишевое. В своих лекциях я с большим удовольствием рассказываю историю мирового контента. Книгопечатание, радио, кино, интернет, видеосервисы — каждый последующий шаг превращает предыдущий способ доставки контента в более нишевой.
Прогноз на следующие 15 лет
Интернет зайдет в телевизор. Люди будут видеть не текущий эфир, а какие-то определенные ленты, такие «кубышки», нажимая на которые они попадут в тот или иной мир. По большому счету исчезнет из сегодняшнего телевидения фактор диктовки — эфир не идет сам по себе, а ты движешь эфиром. Не будет «времени» в телевидении, будет «период».
Необходимо понимать, что видеосервисов будет очень много и не будет ни одного человека, который останется без своего продукта.
То есть телевизор превратится в большой супермаркет, где вместо сегодняшнего предложения тысячи единиц контента сразу будет двадцать миллиардов вариантов и любой человек будет находить все, что ему заблагорассудится. Мне кажется, за этим будущее.
Ну и плюс, конечно, будут меняться все технические параметры телевизоров, вплоть до появления голограмм, вплоть до естественного вовлечения человека с интерактивным участием, голосованием и т. д.
Кстати, здесь очень важно, сработает ли в современном мире VR (шлемы виртуальной реальности) или нет. Если VR станет массовым явлением, это категорически поменяет телевидение, видеосервисы и все остальное, потому что это концептуально изменит предложение контента для зрителя.
Подготовили Николай Алексеев, Елизавета Бажанова
Фото: Shutterstock; Фейсбук* эксперта
* Meta признана экстремисткой организацией в России в марте 2022 года (продукты Meta — Facebook, Instagram, WhatsApp)
Tech Week в Технопарке «Сколково» – крупнейшее мероприятие об инновационных технологиях в бизнесе
26-28 ноября