ИИ как инструмент HR: области применения и основные задачи

Сегодня к искусственному интеллекту относятся по-разному. Одни радуются открывшимся возможностям, другие опасаются, что машина вытеснит их с рабочих мест. А как обстоит дело в HR-отрасли? Юлия Полякова, директор департамента по работе с персоналом ИТ-компании BIA Technologies, рассказывает, как ИИ помогает искать кадры в ИТ и стоит ли HR-специалистам бояться конкуренции со стороны искусственного интеллекта.
ИИ в рекрутинге
В поиске подходящих соискателей HR-специалистам приходится просматривать десятки, а в крупных компаниях — сотни резюме, чтобы закрыть одну вакансию. Инструменты на основе искусственного интеллекта могут значительно уменьшить этот объем, исключив потенциально неподходящих кандидатов. В ИТ это особенно актуально: сейчас на рынке достаточно много соискателей, которые пробуют войти в эту сферу без должной подготовки. Кому-то кажется, что онлайн-курсов достаточно, чтобы получить хорошо оплачиваемую позицию, другие понимают, что этого мало, и приписывает себе несуществующий опыт работы, а кто-то просто руководствуется принципом «авось повезет».
ИИ позволяет отсеять подобных кандидатов, оценивая релевантность резюме — причем не только среди прямых откликов, но и из баз данных платформ по поиску работы. Он исключает заведомо неподходящих соискателей, а оставшихся приоритизирует по степени соответствия вакансии. Таким образом, HR-специалист получает уже отсортированные резюме, что значительно экономит его время. Кроме того, ChatGPT и его аналоги помогают написать продающий текст для публикации вакансии, составить первое письмо кандидату или сформировать перечень технических вопросов для проведения интервью с соискателем.
Искусственный интеллект может служить помощником и на следующем этапе, а именно при проведении первичных интервью. Чат-бот на основе ИИ способен задать базовый набор вопросов соискателю: знание конкретных технологий, желаемый график и формат работы, готовность к посещению офиса и другие. Составив саммари на основе полученной информации, он экономит время HR-специалиста, который впоследствии работает уже только с подходящими кандидатами.
В перспективе решения на базе ИИ научатся также оценивать некоторые софт-скиллы соискателей и сотрудников. По темпу речи, скорости ответов, их логики, реакции на стресс-тест - он сможет понять, подходит ли кандидат для командной работы или ему лучше работать над задачами индивидуально, впишется ли он в корпоративную среду.
ИИ в организационной социализации
Искусственный интеллект сегодня применяется и в онбординге — то есть в адаптации сотрудника на новом рабочем месте. Первые недели и месяцы самые важные. В это время работник и компания присматриваются друг к другу, сотрудник оценивает условия труда, объем, сложность задач, корпоративную среду и так далее. Работодатель, соответственно, видит отдачу, эффективность, командный дух, отношение к корпоративной культуре. От этого периода зависит, уйдет ли сотрудник на испытательном сроке или останется в коллективе надолго.
ИИ-алгоритмы, изучив профиль сотрудника, его опыт и навыки могут помочь HR-специалистам составить индивидуальную программу адаптации, рекомендовать необходимый набор материалов и документов для ознакомления.
Уже существуют виртуальные ассистенты для ответов на типовые вопросы новичка: например, как заполнять внутренние отчеты, оформить отпуск. Это тоже снимает часть нагрузки с HR-специалистов и вместе с тем дает сотруднику поддержку, что особенно актуально при удаленном формате работы.
ИИ для удержания кадров
Чем выше вовлеченность сотрудников — тем сильнее они мотивированы, и тем эффективнее работают. Но оценить реальную вовлеченность не так-то просто. Традиционные опросники обладают известным недостатком: респонденты зачастую отвечают не то, что они думают сами, а то, чего, по их мнению, от них ожидает руководство.
Эту проблему помогают решить инструменты на базе искусственного интеллекта. Они анализируют внутренние письменные коммуникации, определяют эмоциональную окраску сообщений и комментариев в корпоративных мессенджерах, электронной почте. Помимо этого, ИИ в автоматическом режиме выявляет паттерны снижения интереса: пропуски общих встреч, сокращение числа решенных задач, менее активную коммуникацию и другие. Алгоритмы машинного обучения накапливают исторические данные об уволившихся сотрудниках и на основе этой информации учатся видеть настораживающие сигналы.
Такие данные позволяют руководству и команде HR-специалистов оперативно реагировать на тревожные признаки: выяснить почему снизилась вовлеченность и найти решение — например, предложить сотруднику более интересные задачи, пересмотреть график или инструменты мотивации. Зачастую это позволяет предотвратить эмоциональное выгорание или увольнение работника.
Оптимизация кадрового делопроизводства с помощью ИИ
Обработка кадровой документации требует много времени и высокой точности. Договоры, приказы и справки необходимо оформлять в соответствии с законодательными нормами. Внедрение ИИ-технологий, таких как разметка документов, в делопроизводство значительно ускоряет этот процесс.
Эта технология позволяет автоматически извлекать из документации ключевые элементы, такие как даты, фамилии и имена, должности, суммы и другие данные. Система обучается распознавать шаблоны текста и структурировать сведения. С помощью OCR-инструментов (оптическое распознавание символов) можно «читать» даже сканированные документы, выделяя необходимые поля для дальнейшей обработки.
Использование данной технологии в кадровом делопроизводстве не только ускоряет рутинные задачи, но и способствует автоматизации HR-процессов, позволяет избежать ошибок.
Реальный опыт применения ИИ в практике компании
В последний год наша компания активно разрабатывает решения с модулями машинного обучения и обработки естественного языка для внедрения в различные бизнес-процессы компании, в том числе и в HR-блок. Наши специалисты уже активно используют модуль для оптимизации сорсинга. Его ключевая функция – это агрегация релевантных резюме кандидатов из разных источников под заданные требования. Эта модель подбирает максимально подходящие варианты без необходимости обрабатывать большие объемы информации на разных платформах.
Кроме того, этот сервис генерирует персонализированные письма кандидатам, учитывая данные из описания вакансии и резюме, а также его психологический портрет. Сейчас мы тестируем это ИТ-решение, и уже видим, что оно поможет нам ускорить и повысить эффективность коммуникации с кандидатами. В дальнейших планах развития нашего сервиса — реализация инструментов прогнозирования и выстраивания трендов по обширной системе HR-метрик.
Резюмируя, можно сказать, что ИИ-инструменты, какие бы задачи они ни решали, в первую очередь экономят время сотрудников HR-подразделения. Те, в свою очередь, могут поручить рутинные операции машине, чтобы решать более сложные и важные вопросы. Поэтому ни о какой конкуренции пока речи не идет. Нейросетевые сервисы не вытеснили и в обозримом будущем не вытеснят HR-специалистов — но уже стали их незаменимым помощником, и в перспективе их эффективность будет только повышаться.
Фото: Freepik - Freepik
мероприятий