журнал стратегия

#журнал стратегия

Облачные сервисы для бизнеса: как подобрать оптимальное решение

Облачные сервисы — это вычислительные ресурсы или программное обеспечение, предоставляемые сервис-провайдером через Интернет. Эксперты прогнозируют, что к 2028 году объем глобального рынка облачных сервисов составит 791,48 млрд долларов США, с ежегодным приростом почти 20%. Алина Пархоменко, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM, рассказала об особенностях выбора облачных решений для бизнеса и развитии cloud-технологий.

— Как облачные решения помогают компаниям с точки зрения бизнес-процессов?

— Прежде всего, надо понимать, что облачные сервисы помогут компании, если у неё уже есть налаженные процессы. Если в компании они не выстроены вообще, то миграция в облако сама по себе ничего не решит.

Облачные сервисы помогают с задачами по обслуживанию инфраструктуры, операционных систем и приложений, освобождая таким образом время специалистов для решения непосредственно бизнес-задач. Бизнесу не придется наращивать ИТ-компетенции и заниматься вопросами, не связанными с основной спецификой деятельности.

При помощи облачных сервисов пользователи могут работать удаленно в любом месте и в любое время: на своем оборудовании это сделать тоже возможно, но провайдер предложит готовое решение быстро и располагая большей экспертизой.

Использование облака позволяет рационально использовать ресурсы: оплата производится по факту, только за существующие виртуальные машины и оказанные услуги. Локальные серверные мощности используются либо на 50-70%, при этом их не хватает на пиковые нагрузки, либо рассчитаны как раз на пики и остальную часть времени простаивают. Плюс провайдер облачных услуг отвечает за работоспособность инфраструктуры финансово. SLA (согласованный уровень обслуживания) и гарантированная доступность при этом чаще всего оказывается выше, чем может предоставить собственный ИТ-отдел.

В некоторых вариантах предоставления облачных услуг, пользователь получает готовые инструменты, которые нужны например для разработки, — операционную систему, промежуточное ПО, базы данных, k8s и многое другое. Как правило, всё это есть у гиперскеллеров, например AWS, Azure, AlibabaCloud, но все они не имеют площадок в России. Среди российских коллег я бы отметила Yandex.Cloud, ServerSpace и VK Cloud Solutions.

— Получается, что их основное преимущество — экономия ресурсов?

— Не совсем. Основные преимущества облаков: высочайшая доступность, отказоустойчивость, лёгкая масштабируемость, отсутствие капитальных затрат и необходимости поддерживать инфраструктуру.

Компании с таким подходом ощутимо экономят, поскольку они получают отказоустойчивую платформу и без покупки дорогостоящего оборудования. И здесь важно помнить, что оборудование ­- это не только необходимые серверы! Это серверное оборудование запасом минимум в N+1, боевая СХД, СХД для бэкапов, зарезервированные коммутаторы и маршрутизаторы. По сути клиент берет в аренду небольшую часть от каждого уже зарезервированного компонента инфраструктуры и не думает о том, как быть, когда это оборудование выйдет из строя.

Однако при использовании облачных сервисов есть и другие преимущества. Одно из них — возможность справиться с временными нагрузками в период проведения акций и распродаж, или увеличения сезонного спроса. От ИТ отдела требуется масштабировать инфраструктуру в короткие сроки, причём временно, однако на фоне пандемии все столкнулись с увеличением сроков поставок вплоть до 6 месяцев.

Облачные сервисы легко расширить, или наоборот, если бизнес сократился, можно отказаться от части инфраструктуры. Например, во время локдауна многие авиакомпании не продавали билеты и снизили использование “облака” до минимума. А онлайн-магазины с повышением спроса — оперативно нарастили инфраструктуру в разы.

Плюс ко всему, облако - это возможность перевести капитальные расходы (CAPEX) в операционные (OPEX).

— Как бизнесу выбрать оптимальный вариант облачного сервиса?

— Для среды разработки и тестирования идеально подойдёт публичное облако — IaaS. Среди преимуществ — высокая доступность, масштабируемость и гибкая тарификация.

Публичное облако подходит для любых задач компаний, которые хотят избавиться от капитальных затрат, организовать резервную площадку, запустить временный проект и не имеет специфических потребностей или ограничений. А также в случаях, когда бизнес не хочет нанимать новых сотрудников в ИТ-подразделение. Малому бизнесу часто хватает небольших гиперскейлеров, например, сервиса аренды облачной инфраструктуры Serverspace.

Если у компании есть особые требования к переподписке ресусов, пиковым нагрузкам, доступу к администрированию всей инсталляции, если существуют ограничения со стороны службы информационной безопасности, нужно смотреть в сторону частного облака.

Клиентам с особенными потребностями, например PCI DSS или ФЗ 152 подойдут специализированные облака, уже имеющие аттестаты и сертификаты.

Встречаются ситуации, когда из-за требований службы информационной безопасности компания не имеет возможности размещаться в публичном облаке и одновременно не может себе позволить покупку оборудования и техподдержку. В таком случае стоит использовать private cloud, который может быть поднят даже в ЦОДе клиента.

— В чем основные отличия разных типов IaaS?

— Сравнивать корпоративный и массовый IaaS все равно, что говорить об отеле и типовом хостеле. Услуги последнего хороши в том случае, если вы хотите сэкономить. Клиент принимает ограничения осознанно. Так, остановившись в хостеле, он не сможет выбрать шикарную комнату, забронировать конференц-зал или воспользоваться дополнительными бизнес-услугами. Уровень заведения не дает выбрать дополнительные услуги вне установленных рамок.

Прежде чем принять решение об использовании массового IaaS в виде аренды виртуальных серверов, стоит задуматься о задачах компании. Если требования к проекту неспецифичны, подобный выбор может быть оправданным. В случаях, когда требуется масштабирование с высоким уровнем доступности сервиса, надежности и безопасности, стоит выбрать полноценное облачное решение. Речь идет о корпоративном облаке с высокой степенью отказоустойчивости или корпоративном IaaS. Любое расширение сервиса влияет на конечную стоимость, при этом клиент получает желаемую функциональность и платит за то, что ему действительно необходимо.

— Что нужно учитывать бизнесу при переходе на облачные сервисы?

— Компании нужно определиться, какие задачи она решает с помощью облака, и оценить внутренние ресурсы. Есть вероятность, что для каких-то задач лучше использовать свои сервера.

При выборе облачного провайдера компания должна учитывать опыт, набор предоставляемых решений, SLA и репутацию на рынке. Параметр, на который надо обратить особое внимание, — географическая близость серверов. Поскольку физическое расстояние до сервера прямым образом влияет на скорость работы с ним. В случае глобального бизнеса стоит выбрать провайдера с распределенными площадками, в том числе за рубежом.

Если компания собирает персональные данные, понадобится решение, которое отвечает требованиям 152-ФЗ.

— Какие рекомендации вы можете дать бизнесу с технической точки зрения, чтобы поддерживать их на аутсорсе?

— MIT (Managed IT) — лучшее изобретение последних лет. Этот концепт развит за рубежом и набирает обороты в России.

Провайдер услуг управления или MSP (Managed Services Provider) берет на себя комплексное обслуживание ИТ-инфраструктуры. Оно подразумевает устранение инцидентов, регламентные работы, проактивный мониторинг, настройку и проверку резервного копирования, обработку запросов на обслуживание и управление облачными сервисами. Главная задача комплексного управления ИТ-инфраструктурой — обеспечить непрерывную работу продуктивных сред.

— Расскажите, пожалуйста, про интересные кейсы внедрения облачных сервисов для клиентов вашей компании?

— Показательный пример — проект “ОПТИ” Газпромнефти. Это стартап-разработчик внутри корпорации, где использование публичных облаков запрещено службой информационной безопасности. На первых этапах сотрудники занимались ИТ-инфраструктурой самостоятельно: закупали серверы и обслуживали их. Однако поняли, что это вредит основной задаче бизнеса, а именно — за короткий срок разработать платформу с программой лояльности для продаж в партнёрских АЗС. Поэтому “ОПТИ” выбрали размещение в частном облаке, с обслуживанием всех виртуальных машин, баз данных и приложений силами провайдера, мониторингом, арендой лицензий и ещё ворохом дополнительных сервисов. Все задачи, которые не связаны непосредственно с разработкой и поиском партнёрских АЗС, команда отдала на аутсорсинг нам, благодаря чему успешно реализовала проект небольшим составом и продолжает успешно масштабироваться не отвлекаясь на ИТ-рутину.

Или кейс крупнейшей российской онлайн-школы английского языка. Поскольку компания активно запускает новые направления, появилась потребность в дополнительной enterprise площадке, причём за рубежом. Мы предложили свою облачную площадку в Амстердаме. Хотя в Европе популярен AWS и аудитор школы предлагал разместить там - вариант не подошёл. Гиперскейлеры не предлагают кастомизации: это набор готовых решений, без сопровождения выделенным менеджером. Получить всё, что требуется там не смогли.

Российские клиенты вообще более требовательны в плане сервиса. К счастью, нам есть что предложить не только в России, но и в Европе, США, Казахстане и Беларуси.

— Какой потенциал развития у рынка cloud service?

— 13 лет назад, когда мы только выходили на рынок облачных сервисов, ими пользовались смелые молодые компании. Сейчас это must have для любого бизнеса. По результатам исследования IDC, поставщика информации и консультационных услуг, в 2020 году российский рынок публичных облачных услуг вырос на 29,9% по сравнению с 2019 годом. В текущем году этот процент только растет.

На российском рынке сложилась уникальная ситуация. AWS не используется массово, как в Европе или США, одновременно нет компании-монополиста, вроде китайского Alibaba Cloud. Это происходит, прежде всего, из-за отсутствия у глобальных игроков своих дата-центров на территории страны. Благодаря этому в России появились сильные локальные игроки: существуют свои гиперскейлеры, строятся ЦОДы, развивается сегмент PaaS и managed-услуг.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
инновации

НАСА обвинило Китай в прикрытии своего военного присутствия в космосе гражданскими проектами

 

#, ,
инновации

Google со временем вложит более $100 млрд в разработку ИИ-технологий

 

#, , , ,