Стартапы и корпорации: симбиоз двух культур
Могут ли стартапы существовать вне корпораций, а корпорации обходиться без стартапов — на этот вопрос искали ответ участники дискуссии «Нужны ли корпорациям стартапы», которая состоялась 25 ноября в Гиперкубе на базе EdTech-хаба «Сколково».
В мероприятии принимали участие представители крупнейших российский компаний, среди которых руководитель отдела методологии Корпоративной Академии Росатома Ульяна Раведовская, руководитель продукта «Навыки» в HeadHunter Евгений Вольнов, руководитель по развитию «Авито.Работа» Дмитрий Пучков, директор Корпоративного университета в МТС Оксана Фетисова, директор по управлению проектами цифровой трансформации Банка ВТБ, участник проектного офиса по стратегии ВШМ СПбГУ Сергей Лукашкин, ведущий специалист группы дистанционного обучения Райффайзенбанка Владимир Казаков.
Модерировала сессию руководитель направления EdTech кластера информационных технологий Фонда «Сколково» и директор акселератора ED2 Наталья Царевская-Дякина. Участники сошлись во мнении, что на сегодняшний день спрос превышает предложение, а во многих сегментах корпоративного управления, обучения и работы с персоналом чувствуется нехватка свежих технологий и решений.
Взаимодействие с крупными корпорациями, как правило, требует перестройки бизнес-процессов внутри стартапов и становится для них настоящим вызовом. По словам директора по управлению проектами цифровой трансформации Банка ВТБ и участника проектного офиса по стратегии ВШМ СПбГУ Сергея Лукашкина, среднестатистические сроки запуска стартапов внутри корпораций занимают от полугода до полутора лет: «работа с корпорацией — это всегда сложно и долго». Требуется приложить немало усилий для соответствия предъявляемым требованиям. К плюсам такого подхода можно отнести то, что «прохождение через все бюрократические этапы обеспечивает определенное качество сервиса и его безопасность».
Для работы с корпорациями стартапы должны понимать потребности бизнеса. По словам Сергея Лукашкина: «Важно понимать проблемы людей, к которым вы приходите, и уметь решать проблемы корпораций». Именно из-за возникшего на рынке спроса наиболее сильным трендом в сегменте стартапов стало решение кадровых вопросов: обучение, работа с мотивацией и рескиллингом персонала. В настоящее время четко прослеживается запрос на развитие образовательного сегмента со стороны корпораций. Образование напрямую влияет на карьерный рост, поэтому главной задачей для HR Tech и EdTech-стартапов стало повышение «ликвидности» каждого специалиста.
И хоть направление онлайн-образования все еще находится на начальной стадии, несмотря на мощный импульс, который дали этому сегменту пандемические ограничения, наиболее востребованными становятся офлайн-форматы обучения, дополненные возможностями цифровой среды. Поэтому внедрение deeptech, VR/AR и симуляторов в обучении является вопросом ближайших двух лет. Сергей Лукашкин заметил, что «уже сегодня есть компании, которые несколько лет занимаются этими технологиями. Активное применение наступит позже, когда люди осознают их ценность. Задача EdTech-коммьюнити и заключается в том, чтобы доносить ценности и повышать зрелость индустрии».
Рынок труда в России тоже меняется. И руководитель направления по развитию «Авито.Работа» Дмитрий Пучков считает, что самые прорывные идеи рождаются на стыке. Это значит, что в перспективе нескольких лет на первое место HR Tech будут выходить проекты, касающиеся временной занятости населения. Это обусловлено ростом числа самозанятых и повышением спроса на услуги по управлению и обучению таких специалистов. А также особенностями документооборота.
О том, что HR-Tech-проектов в России не хватает, говорил и руководитель продукта «Навыки» в HeadHunter Евгений Вольнов, который считает главной причиной такого явления то, что «HR — это очень консервативная индустрия, поэтому инновационные вещи создаются где-то на периферии и их мало. Потому что это требует большой экспертизы» несмотря на то, что спрос на развитие кадрового направления в корпоративном секторе невозможно отрицать.
Насколько масштабным будет взаимодействие стартапов и корпораций в ближайшие годы, сказать сложно. Безусловно, на конец 2021 года существуют точки соприкосновения, дающие возможность совместного развития. Однако не стоит переоценивать емкость направления. Так считает директор Корпоративного университета в МТС Оксана Фетисова, которая отметила, что «большое всегда сложно продавать» и «если задача большая, то корпорация наверняка уже эту задачу решила».
Ведущий специалист группы дистанционного обучения Райффайзенбанка Владимир Казаков поддержал эти слова: «У всех есть дома молоток, но мы не каждый день забиваем им гвозди. Так и у корпораций нет задач для стартапов на каждый день».
Присутствовавшая на мероприятии руководитель направления EdTech кластера информационных технологий Фонда «Сколково», директор акселератора ED2 Наталья Царевская-Дякина обратила внимание собравшихся на то, что многие спикеры говорили про необходимость попадания стартапа в общую парадигму заказчика и его планы по развитию, отодвигая финансовый аспект на второй план. С ней согласился и Владимир Казаков, говоря, что сейчас «формируется фокус на простоту — корпорации все больше тяготеют к решению простых задач, большие и сложные вещи не всегда заходят». В этом отношении необходимость учитывать интересы корпораций становится для стартапов приоритетной задачей.
Руководитель отдела методологии Корпоративной Академии Росатома Ульяна Раведовская выразила сожаление нехваткой востребованных предложений со стороны стартапов: «Мы очень заинтересованы в знакомстве со стартапами, мы ищем технологии, которые ускорят и упростят наши отдельные процессы», но в «данный момент не существует площадки, где бы стартапы и корпорации могли знакомиться». К тому же многие стартапы пытаются решать большие глобальные задачи, которые очень тяжело встраивать в бизнес заказчика, в то время как преимущество на рынке получают простые, кластерные и гибкие решения.
В рамках мероприятия состоялась питч-сессия участников акселератора ED2 и воркшоп по упаковке предложения для корпораций. Участники конференции выразили надежду на то, что новый формат и площадка смогут стать мостиком, соединяющим мир бизнеса и мир инноваций.
Фото: Pexels
мероприятий