Непрерывная поддержка: как компания Авито успешно создала отдел адаптации
Аналитики Officevibe подсчитали, что по мнению 51% сотрудников процесс адаптации в компаниях можно улучшить. При этом, если поработать над онбордингом, увольнения новых сотрудников могут сократиться на 20 %. О том, насколько важна адаптация, какие проекты приносят пользу и как поддержать новичка, рассказывает руководитель по онбордингу в Авито Екатерина Люсева.
Согласно совместному исследованию Сбера и «Работы.ру», большинство россиян испытывают стресс перед выходом на новое рабочее место. Чаще всего опрошенные сотрудники предприятий среднего и крупного бизнеса опасаются, что не справятся с задачами. Другие респонденты отметили, что боятся несоответствия фактического уровня заработка заявленному. Чтобы помочь новому специалисту развеять подобные страхи и приспособиться к работе в компании, организации разрабатывают планы адаптации. В процессе профессиональной акклиматизации сотрудник проходит обучение, приобретает необходимые навыки, привыкает к рабочим процессам и тонкостям внутренней кухни.
С чего начинался отдел адаптации Авито
В Авито отдел адаптации появился с первым отдельным менеджером онбординга — в феврале 2022 года. В мае сформировалась команда из четырех человек: руководитель, менеджер, младший менеджер и координатор отдела. Для компании адаптация — как продукт, который мы непрерывно развиваем, исходя из потребностей пользователей, исследуем новые гипотезы и подходы.
Цель нашей команды — помогать с прогрузкой сотрудникам на каждом этапе EJM (employee journey map). Иными словами, мы поддерживаем специалистов в процессе адаптации к любым изменениям внутри компании. Например, при переводе на новую должность, переезде или смене руководителя у нас есть как готовые фреймворки адаптации, так и опция для разработки индивидуальных подходов. Основной подход нашей команды — оказывать непрерывную поддержку и помогать с адаптацией ко всему, с чем сталкивается специалист в процессе работы. Так, акклиматизация новичка начинается еще до оформления на должность и не заканчивается в течение двух—шести месяцев с начала работы. Всё зависит от должности. Согласно нашим внутренним исследованиям, 30% руководителей завершают процесс первичного онбординга за два месяца, но мы продолжаем поддерживающее мероприятия по погружению, например по адаптации к культуре.
Проработанный процесс адаптации дает положительные результаты. Опрос среди руководителей показал, что благодаря онбордингу новые сотрудники стали быстрее выходить на эффективность, принося пользу бизнесу.
Какие проекты входят в процесс адаптации
За восемь месяцев работы наша команда реализовала пять проектов. В первую очередь, мы наладили индивидуальные процессы онбординга для сотрудников уровня СЕО-1, СЕО-2 и команд после M&A сделок. Также наш отдел начал проводить конкурсы по культурным ценностям и лидерским компетенциям. Помимо этого, мы внедрили дашборд с ключевыми метриками адаптации и реализовали сквозную систему опросов на все клиентские группы и офисы. Процесс адаптации сильно отличается в зависимости от клиентской группы. Например, в Центре клиентского сервиса (ЦКС) и Департамент продаж Авито разное вводное обучение. Но компоненты онбординга остаются неизменными:
- Чек-лист или онбординг-план. Это последовательный список действий, который новичку необходимо выполнять в течение испытательного срока.
- Встречи one to one. В процессе адаптации новый сотрудник встречается с руководителем, чтобы обменяться обратной связью.
- Наставники и бадди. Опытные специалисты Авито в различных категориях помогают новым членам команды. Разница в том, что наставник поддерживает в профессиональном плане, а бадди делает период адаптации менее стрессовым.
- Welcome-встречи. Для новичков проводятся специальные мероприятия, на которых сотрудники знакомятся с культурой и коллегами.
- Онлайн-курсы. Этот компонент онбординга погружает нового специалиста в процессы и продукты. В Авито с этой целью существуют общекорпоративные и профессиональные тренинги.
- Подведение итогов. Заключительный этап адаптации, который происходит в конце испытательного срока. Руководитель и сотрудник сверяют цели и оценивают результаты трех месяцев работы.
Помимо этого, наша команда совместно с HR BP разработала памятку по адаптации к местной жизни для переехавших в другие страны сотрудников. Это помогает быстрее решить бытовые вопросы. Мы также планируем развивать комьюнити амбассадоров — такое объединение поможет сохранять культуру Авито, даже если сотрудники далеко от наших офисов.
Итоги года и планы
Помимо пяти проектов, о которых мы говорили выше, наша команда ведет разработку базы знаний со встроенным поисковиком по организационным вопросам — «Авито Wiki». Ее работа будет распространяться на все офисы – в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Также мы прорабатываем автоматизированный трек адаптации — инструмент с чек-листом задач на этапе онбординга, гибкой системой уведомлений, геймификацией и аналитикой. Помимо прочего, к запуску готовится система для подведения итогов испытательного срока и удаленного оформления.
В планах — создание цифрового профиля сотрудника в виде дашборда, в котором будет отражаться вся ключевая информация по его прогрессу развития. Есть идеи по пересборке welcome-встреч для новичков и по разработке пребординга — плана мероприятий адаптации и создания автоматизированной системы загрузки документов до оформления. Также мы хотим сформировать внутреннее комьюнити амбассадоров культуры Авито.
Фото: Авито
мероприятий