Потребители экспериментируют, бизнес консервативен: главные тренды рынка доставки

В ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и ГК «Деловые Линии» изучили траты россиян на курьерскую доставку и спрос на адресную доставку для бизнеса. Исследование подтвердило, что сервисы доставки стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Взрывной потребительский рост доставки охватывает всю страну, в то время как деловая логистика остаётся сконцентрированной в крупнейших агломерациях.
Ключевые тренды:
- Изменение потребительского поведения. Доставка превратилась из дополнительной услуги в базовую потребность, поскольку позволяет экономить время.
- Развитие в регионах. Малые города и пригороды стали новыми точками роста рынка доставки.
- Влияние сезонного фактора. «Дачная экономика» формирует качественно новый спрос на курьерские услуги.
- Контраст секторов. На фоне бурного развития B2C-сегмента бизнес-логистика демонстрирует стабильный рост и остаётся сконцентрированной в крупнейших агломерациях.
-
В ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и ГК «Деловые Линии» изучили траты россиян на курьерскую доставку и спрос на адресную доставку для бизнеса. Исследование подтвердило, что сервисы доставки стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Взрывной потребительский рост доставки охватывает всю страну, в то время как деловая логистика остаётся сконцентрированной в крупнейших агломерациях.
Спрос на доставку растёт
По данным ЮKassa, летом 2025 года оборот служб курьерской доставки вырос на 87% год к году, оплат стало на 53% больше, а средний чек увеличился на 22%, до 3 598 рублей. Эксперты отмечают, что доставка из дополнительной услуги превратилась в основу современной розничной торговли.
«Ключевой драйвер этого процесса — осознанный выбор потребителя в пользу экономии времени, самого ценного ресурса. Развитие экспресс-доставки, когда товар приезжает в течение нескольких часов, сделало этот канал конкурентоспособным даже по сравнению с походом в ближайший магазин», — считает руководитель службы сопровождения корпоративных клиентов ЮMoney Ирина Полякова.
Сезонный фактор
В ЮKassa отмечают, что сезонный фактор в сегменте доставки имеет свою специфику: перед новогодними праздниками курьеры перевозят в основном подарки, а летом наблюдается качественно иной спрос.
«Летний спрос формируют два основных фактора. Во-первых, это традиционный дачный тренд: уезжая за город, люди не хотят отказываться от привычного уровня комфорта и продолжают заказывать разные товары — от продуктов для барбекю до садового инвентаря. Во-вторых, в сезон отпусков и хорошей погоды люди предпочитают тратить время на отдых, а не на походы по магазинам, и делегируют доставку курьерам», — отмечает Ирина Полякова.
Региональный рост
Важную роль в развитии рынка доставки играет географическая экспансия. Курьерские службы активно осваивают малые города и пригороды, где традиционная розница представлена не так широко, как в мегаполисах. Для жителей многих регионов доставка стала единственным способом получить доступ к большому ассортименту товаров без поездки в областной центр.
Региональной экспансии курьерских служб способствует цифровизация платежей: развитие безналичных расчётов делает доставку в отдалённые районы технически проще и экономически выгоднее для всех участников процесса.
Деловая логистика более стабильна
На фоне потребительского бума бизнес-сектор демонстрирует стабильный рост. По данным ГК «Деловые Линии», спрос на доставку от и адреса в B2B-сегменте в июне-августе вырос на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сезонные изменения в B2B-сегменте менее выражены. Как и год назад, в топе перевозимых товаров летом были запчасти, комплектующие, промышленное и электронное оборудование, инструменты, а также медицинские товары и одежда, сообщают в «Деловых Линиях».
Этот контраст отражает разную природу B2B- и B2C-логистики: пока потребители экспериментируют и осваивают новые форматы, бизнес следует устоявшимся и экономически выверенным маршрутам. В бизнес-секторе основными пользователями услуги остаются крупные компании: ритейл, оптовая торговля, дистрибуторы и промышленность, в том числе инновационные производства.
География бизнес-перевозок также более консервативна. Главные точки отправления грузов — Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, а основные получатели — крупнейшие региональные центры, такие как Новосибирск, Нижний Новгород, Самара и другие.
О компаниях
ЮMoney — крупнейшая финтех-компания по объёму выручки в 2024 году по данным Smart Ranking от 2025 года. ЮMoney предлагает пользователям электронный кошелёк, а бизнесу — приём платежей через ЮKassa. Команда ЮMoney работает в платёжной индустрии больше 20 лет.
Кошелёк ЮMoney — сервис для платежей в онлайне и офлайне. Пользователи могут выпускать банковские карты, делать переводы, оплачивать товары и услуги, получать кэшбэк баллами, собирать деньги на подарки и другие цели. Пользователи, приезжающие из-за границы, могут получить карту иностранного туриста от ЮMoney для безналичных платежей в России. В сервисе зарегистрировано почти 100 млн кошельков, выпущено около 3,5 млн пластиковых и больше 35 млн виртуальных карт.
ЮKassa — сервис финтех-компании ЮMoney для приёма платежей онлайн и офлайн, лидер среди специализированных платёжных сервисов в рейтинге РБК Исследования рынков за 2023 год. К ЮKassa подключено 40% действующих российских интернет-магазинов (Data Insight, собственные данные ЮKassa, 2023 год). ЮKassa создаёт решения для бизнеса любого размера: от самозанятых до крупных ритейлеров. Основные продукты: более 10 способов приёма платежей, выставление счетов через мессенджеры, сервис для автоотправки чеков в налоговую и покупателям без аренды онлайн-кассы, быстрые расчёты между юрлицами, сплитование платежей, массовые выплаты, антифрод и другие.
Юридическое лицо ЮMoney и ЮKassa — ООО НКО «ЮМани».
ГК «Деловые Линии» — основана в 2001 году. География доставки более 90% населенных пунктов в России, а также Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения, Китай, Восточная Азия и Европа. Собственный автопарк насчитывает 9500 транспортных средств разной грузоподъемности. Осуществляет перевозку сборных грузов, транспортировку еврофурами, адресную доставку по городу и региону, а также предоставляет комплексные складские услуги. Сеть терминалов насчитывает 289 подразделений в 222 городах России. Крупнейший транспортно-логистический оператор в сегменте перевозки сборных грузов (свыше 26% рынка, Infranews). Вошла в ТОП-3 транспортных компаний по скорости доставки (РБК, исследование «Российский рынок автомобильных грузоперевозок 2023»). Входит в перечень системообразующих организаций страны (Минтранс РФ). Трижды признана «Надежным перевозчиком России» (2022, 2023 и 2024 гг.) согласно рейтингу Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) при поддержке Минтранса РФ.
Фото: Freepik - aleksandarlittlewolf
мероприятий