Семь советов, как развить мягкие навыки и преуспеть в карьере
Сегодня на всех ступенях образования принято давать не только знания: в современную программу со школы начинают включать развитие мягких навыков — умений работать в команде, нестандартно мыслить, эффективно решать проблемы. О том, как обрести и правильно развить мягкие навыки, — в нашем материале.
Принято выделять два типа навыков: жесткие и мягкие. Если первые — это профессиональные умения, которые можно наглядно продемонстрировать, то вторые — определяют наш образ мышления взаимодействия с другими людьми.
Успешная карьера сотрудника зависит в основном от уровня развития его мягких навыков. Почему так? Любая работа строится не только на профессиональных обязанностях, но и на умении общаться, справляться со стрессовыми ситуациями и так далее. Эти навыки влияют на карьеру в целом, поскольку в работе важно правильно выстраивать вертикальные и горизонтальные связи — коммуницировать с коллегами, руководством и подчиненными. Руководители крупных российских компаний понимают это и помогают своим сотрудникам развить в себе все эти навыки, предоставляя специальные обучающие программы.
Виды мягких навыков
Чтобы расширить свои возможности в профессии, необходимо развивать навыки в четырех сферах: социальной, интеллектуальной, волевой и лидерской.
- Социальные навыки отвечают за успешное взаимодействие с людьми. К ним относят коммуникабельность, грамотную речь, ораторское искусство, эмпатию, отношение к критике.
- Интеллектуальные — помогают развиваться в профессиональной области. В этом случае речь идет о хорошей памяти, аналитическом мышлении, умении решать проблемы, обучаемости, креативности.
- Волевые — отвечают за достижение целей. Это упорство, стрессоустойчивость, управление временем, ориентированность на результат.
- Лидерские — направлены на совместное решение задач. К ним относят ответственность, наставничество, умение сформировать команду и разрешать конфликты.
Мягких навыков множество. Чтобы определить, каких способностей конкретно не хватает, а какие нуждаются в развитии, существует большое количество диагностических методик и тестов. Например, пятифакторный опросник личности 5PFQ. Тест измеряет привязанность и обособленность, самоконтроль и импульсивность, эмоциональную устойчивость и так далее.
Как развить?
Долгое время считалось, что навыки, касающиеся умственных и коммуникативных аспектов, закладываются в детстве и зависят от характера человека. Но исследование Американской психологической ассоциации подтвердило, что личностные черты меняются. Чтобы сформировать или развить навык, нужно получить знания и обработать их на практике. Но как прокачать именно мягкие компетенции?
- Участвуйте в интеллектуальных играх, вживайтесь в необычные роли и ищите нестандартные пути решения сложных ситуаций.
- Читайте специализированные книги. Например, чтобы научиться «управлять» знаниями, подойдет книга Дэвида Колба и Кей Петерсон «Век живи — век учись», эмоциями — книга Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость».
Проходите тренинги и курсы. Так, на маркетплейсе Edutoria представлены разнообразные направления: от ИТ до творчества. Есть даже курсы для развития мягких навыков с учетом профессиональной сферы, например, программа «Эмоциональный интеллект для IT-специалистов». Собранные в курсе практики помогут прокачать эмпатию, наладить общение с коллегами и не «выгореть» на работе.
- Не бойтесь узнавать новое, изучайте актуальные процессы, достижения ученых, развивайтесь не только в своей профессиональной области.
- Найдите наставника или человека, с которого хотите брать пример. Один из важных элементов формирования и развития личности — это окружение.
- Непрерывно обучайтесь — это современный тренд. Уже сегодня на рынке появляются смежные профессии, для которых требуются знания из разных областей.
- Обратитесь к карьерному консультанту. Специалист поможет провести диагностику и определить, как улучшить те или иные навыки, которые могут помочь в работе.
В заключение отметим, что развитые мягкие навыки положительно влияют на жизнь. Так, коммуникабельность позволит чаще знакомиться с людьми и добиваться желаемых результатов от общения с ними. Критическое мышление, в свою очередь, поможет лучше ориентироваться в информации, а умение управлять своими эмоциями будет положительно влиять на самоощущение. И самое главное — все эти навыки будут полезны на протяжении всей жизни, даже вне работы.
Фото: Pexels
мероприятий