журнал стратегия

#журнал стратегия

Играть – не переиграть

Google готовит глобальную революцию на рынке гейминга. К чему готовиться? «Журнал Стратегия» узнал мнения экспертов.

В конце марта на Game Developers Conference в Сан-Франциско Google анонсировала запуск облачного игрового сервиса Stadia. Он позволит запускать самые сложные и требовательные к ресурсам игры на любом устройстве — ноутбуках, смартфонах, планшетах, телевизорах — с Google Chrome. Stadia сам будет делать на серверах все расчеты и выдавать пользователю уже готовую картинку. Конечно, идея не нова и подобные сервисы есть уже сейчас, но, судя по всему, Google намеревается за счет своих инноваций вывести эту технологию на новый уровень.

Осенью прошлого года гугловцы впервые показали сервис для облачного стриминга Project Stream. На нем известная игра Assassin’s Creed Odyssey запускалась в разрешении 1080p (Full HD) при 60 FPS (кадрах в секунду). Тесты прошли успешно и идею решили масштабировать. Причем теперь обещают картинку 4K, а в будущем и 8K.

Как сообщили разработчики, Stadia поддерживает все популярные игровые движки. Создатели пообещали стабильное подключение и отсутствие читеров и хакеров, которые портят жизнь обычным геймерам. Для большего удобства игроки смогут приобрести специальный геймпад, который через Wi-Fi подключается напрямую к серверам Google для минимизации задержки.

Одна из ключевых функций Stadia — быстрый запуск трансляции игры (стрима) прямо в YouTube, который также принадлежит Google. В геймпаде для этого есть микрофон. То есть создается целая экосистема, чтобы объединить большое число геймеров и зрителей по всему миру.

Игроки смогут отправлять друзьям короткие ссылки, перейдя по которым можно продолжить игру с того же места и с теми же настройками. И уж совсем фантастической кажется функция смены стиля изображений в игре, которую будет осуществлять искусственный интеллект.

Гугловцы поясняют, что хотят повысить доступность топовых игр, которые на максимальных настройках сейчас можно запустить дома лишь на дорогих компьютерах. Элитный гейминг станет доступен каждому. Причем мгновенно — как запуск сериала на Netflix или ivi.

Параллельно создается подразделение Stadia Games and Entertainment, которое будет создавать эксклюзивный контент для платформы.

Stadia запустится до конца этого года в Европе, США и Канаде. О старте сервиса в России информации пока нет. Неизвестно и какими будут тарифы на облачный гейминг.

Пока же цены на существующих сервисах достаточно высокие. Например, российская платформа Playkey берет 1 рубль за минуту. Это немного, если вы играете редко и мало. Но если вы хардкорный геймер, проводящий полдня за монитором, то вы будете тратить в месяц 10–15 тысяч рублей. И тогда вам выгоднее приобрести нормальный игровой компьютер.

Много нареканий у игроков по микролагам, то есть задержкам в управлении. Видимо, вперед вырвется тот сервис, который сможет наконец решить эту проблему. Над этим сейчас работает и компания NVIDIA, чьи видеокарты стоят в большинстве компьютеров. Ее облачный сервис GeForce NOW, дающий возможность удаленно запускать игры из библиотек Steam, YuPlay и Battle.net, проходит сейчас бета-тестирование.

Вероятно, уже в 2019 году Google, NVIDIA и другие гиганты попытаются устроить передел игрового рынка. Следом могут произойти изменения на рынке «железа». Нужно будет выпускать меньше комплектующих для персональных компьютеров и больше — для крупных серверов. В следующие 10–20 лет рынок консолей и видеокарт для ПК может сократиться в разы.

Вы можете посмотреть презентацию Stadia от Google, включив русские субтитры:

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Иван Возняк, руководитель киберспортивного направления Mail.Ru Group:

— Потенциально Stadia может существенно изменить рынок. Это связано не только с ресурсами Google (мощные сервера, доступ к огромной аудитории, Android на большинстве смартфонов), а с тем, как компания реализовала идею облачного гейминга.

Подобные сервисы уже создавались, но Google предложила пользователям то, что никто не предлагал до этого, — подключаемый через Wi-Fi джойстик. Это позволяет решить проблему со скоростью обмена информацией с серверами. Этот момент важен в играх, которые требуют от игрока довольно быстрой реакции. Например, шутерах или RTS (стратегии в реальном времени). При этом я думаю, что Stadia — сервис больше для любительского гейминга, а не для киберспорта.

У Stadia, которая за счет интеграции c YouTube получит доступ к широкой аудитории, есть перспективы в казуальном гейминге. Если здесь Google позволит пользователям играть без потери качества игрового опыта, то аудитория сервиса будет расти.

Кроме того, сервисы типа Stadia делают доступ пользователей к играм проще. Это важно для того контента, который ранее был недоступен из-за цены «железа». Например, тяжелые игры для ПК и консолей. Stadia позволяет избавиться от необходимости иметь дома подходящее для подобного контента устройство. Это изменит расстановку сил в игровой индустрии — затронет и платформы, и жанры.

При этом успех сервиса мотивирует все больше компаний, в том числе и в России, развивать свои сервисы онлайн-трансляций. Свою стриминговую платформу WASD.TV развивает МТС. Компания собирается «замыкать» аудиторию — зрителей и тех, кто играет и создает контент. Здесь подход МТС похож на то, что предлагает Stadia. Свои стриминговые платформы развивают крупнейшие в России социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Думаю, количество игроков на этом рынке будет только расти.

Тем не менее успех Twitch повторить пока никто не может. Почему? Ответ простой: в механике монетизации. В этом вопросе сервис от Amazon на пару лет впереди всех. И Stadia, как мне кажется, создается, чтобы отрезать часть аудитории Twitch. На это нацеливается и корпорация Apple, которая недавно запустила свою стриминговую платформу. Она пока больше про кино, но, думаю, они будут идти и в игровую индустрию. Этот рынок настолько стремительно развивается, что его просто невозможно игнорировать.

Сейчас мы становимся свидетелями масштабных изменений в игровой индустрии. Такие гиганты, как Google и Apple, бросают вызов традиционным формам гейминга. Эти компании предлагают абсолютно новый формат игрового опыта, который может изменить расстановку сил в индустрии за счет изменения игровых привычек.

Павел Голубев, менеджер по развитию бизнеса агентства «М19»:

— Есть обычный гейминг, где высокий пинг (время ответа серверов) не слишком трагичен, а есть киберспорт, где задержка в несколько миллисекунд может решить исход боя. Есть и проблемы с тем, что современные облачные сервисы не могут обеспечить высокий показатель «герцовки» мониторов — это очень сильно может сказаться на результатах в соревновательных режимах. Поэтому Stadia повлияет скорее на гейминг, а не на киберспорт.

Не думаю, что Stadia произведет революцию, потому что уже есть и зарубежные, и отечественные сервисы (Playkey, Loudplay), которые дают возможность удаленно играть на мощных машинах. В целом это хороший формат, потому что собрать себе игровой компьютер за 60–100 тысяч рублей не каждый может даже в Москве, чего уж говорить про регионы.

С точки зрения популяризации индустрии в целом, Stadia — это здорово. Но как это повлияет на производителей и продавцов «железа»? Будут ли они с этим бороться, отстаивать свою часть пирога? Посмотрим.

Stadia, вероятно, вызовет новый бум молодых стримеров. Но в принципе и сейчас стримером стать не сложно, проблема в том, как привлечь аудиторию. Каким бы ты ни был талантливым, какой бы классный контент ни делал, ты столкнешься с безумной конкуренцией. Недавно я смотрел статистику по крупнейшему стриминговому сервису Twitch — там уже около 4 миллионов бродкастеров (вещателей контента) в месяц! Мы в агентстве «М19» в числе прочего работаем со стримерами, продвигаем их, но это достаточно сложно.

За этот рынок с Twitch борются и российские компании. Среди них и сервис CyberHero от Tele2, и WASD.TV от МТС. Есть «ветеран» GoodGame.ru. Холдинг ESforce запустил в свое время проект Looch.tv, но сейчас он работает как инструмент для рестрима, то есть раздает ваш видеопоток на несколько разных платформ. Из всех наиболее перспективным в СНГ-регионе пока видится проект компании МТС. У нее достаточно ресурсов, чтобы все это развить до серьезного уровня. Но пока Twitch с колоссальными ресурсами Amazon всех «переезжает», даже caffeine.tv с инвестициями в 100 миллионов долларов от 21st Century Fox.

Артур Зарипов, эксперт по инвестициям в киберспорт, основатель GGPlatform:

— Игровой рынок зависит от таких гигантов, как Steam, которые теперь продают онлайн не только игры, но и виртуальные предметы в них. Корпорации Google придется найти оптимальный вариант взаимодействия с ним и подобными крупными сервисами. Steam в свою очередь тоже надо будет идти на уступки, потому что рынок начинает меняться и нужно вносить коррективы в старые схемы получения дохода.

Stadia создаст новые возможности для стримеров. И это обеспечит новые проблемы российским компаниям, которые пытаются отвоевать часть рынка у Twitch. Если б мы поддерживали отечественные проекты, то было бы отлично, а так все прибыли опять потекут за рубеж. Например, Китай сейчас отделяет свои проекты от западных — закрывает для них свой рынок. Если б мы поступили так же, то получили бы значительные ресурсы. Это бы дало подпитку и нашему киберспорту.

Людям с деньгами я бы рекомендовал вкладываться сейчас в эту отрасль, например в киберспортивные команды, потому что сегодня они стоят условно сто рублей, а через пару лет будут оцениваться в тысячу. Интерес к киберспорту пока не сравнить с недавней криптовалютной лихорадкой, однако свой хайп он соберет. Киберспорт имеет более прочную коммерческую основу и лучшие перспективы. Поэтому эту тему советую изучать инвесторам уже сейчас.

Павел Баженов, сооснователь Black Star Gaming, директор агентства маркетинговых коммуникаций Global Star Russia (в составе группы Black Star):

— Stadia от Google красноречиво свидетельствует о том, что наступает новый этап развития глобальной индустрии гейминга. И мы не должны отставать от тренда. Игровое направление появилось в нашей группе компаний Black Star два года назад. Я в свое время пришел к Тимуру (Тимати) и предложил изучить эту тему. Посмотрев аналитику по аудитории Black Star, мы выявили, что от 7 до 10 миллионов человек из ее состава являются геймерами. У нас есть такой внутренний лозунг — «От любителей — для любителей». То есть мы никогда не били себя в грудь, что мы гиганты индустрии. В первую очередь Black Star Gaming был задуман для того, чтобы предложить своей же аудитории новые продукты, потому что мы понимаем, что есть спрос. И так появились наши любительские турниры по самым популярным играм. Кроме того, недавно мы открыли свой компьютерный клуб с удобной игровой зоной и мощными машинами. Будем развивать сеть таких клубов и на их базе создадим школу киберспорта.

Многие бренды, которые так или иначе пытаются выйти на киберспортивную аудиторию, вначале сталкиваются с негативным отношением сообщества. Нам тоже хейтеры пытались сказать: «Куда вы лезете?» То есть геймеры — это непростая аудитория, «кислотная», к ней нужно найти подход. Они очень болезненно воспринимают наигранность в общении.

Мы делали диджитал-проект с компанией Blizzard — запуск обновления World of Warcraft. К нам пришли с желанием сделать что-то новое, музыкальное, и мы придумали такой концепт. Артисты выбирали ту или иную сторону в компьютерной игре и записывали свой кусок рэп-баттла и таким образом пытались доказать, что их команда лучше. Мы получили множество публикаций как в рэп-сообществе, так и в киберкомьюнити. Blizzard остался доволен. То есть гейминг в сочетании с музыкой сработал отлично.

Мы также запустили реалити-шоу «Академия киберспорта Ситилинк» по одной из самых популярных игр PUBG. Отобрали игроков со всей страны, привезли в Москву и сняли 12 серий шоу. Это было совмещение киберспорта и заданий с физической активностью. Аудитория приняла проект достаточно хорошо, было несколько миллионов просмотров.

Модная нынче тема – стриминг, ее будет продвигать и Stadia от Google. Мы будем продюсировать своих стримеров и блогеров. Была проба пера, когда мы сделали стрим со звездами. Артисты приходили в нашу студию, играли в любимую игру (FIFA, Counter-Strike и др.), и параллельно ведущий задавал им вопросы. И в этот проект мы интегрировали несколько брендов. Например, онлайн-магазин OZON. Люди могли на сайте собрать корзину на 5 тысяч рублей, далее они выкладывали это в комментарии под стримом, и артист в конце выбирал человека, которому эта корзина шла в подарок. В целом гейминг и киберспорт – это новый хайп для маркетологов. Аудитория тут сложная, но эффективная. И мы будем помогать брендам взаимодействовать с ней.

29.03.2019
инновации

Глава Ростелекома: данные всех россиян уже давно слили в сеть

 

#, ,
инновации

ИИ в разработке ПО: стоит ли бояться конкуренции с машиной?

 

#, ,
инновации

Глава Ростелекома: данные всех россиян уже давно слили в сеть

 

#, ,
инновации

ИИ в разработке ПО: стоит ли бояться конкуренции с машиной?

 

#, ,

No Banner to display

анонсы
мероприятий