журнал стратегия

#журнал стратегия

Инновационный бизнес: стартап как квест

Хочешь запустить бизнес — спроси стартапера как. Корреспонденты Журнала Стратегия поговорили с бывалым разработчиком стартапов и узнали, можно ли уберечь свою идею от плагиата, зачем пригодятся неудачи и почему стартап — это будущее российских инноваций.

Начало. Идее — время

Любой проект должен появиться на рынке вовремя. Об этом в один голос заявляют все специалисты в сфере стартапов. Сейчас время для идей в сфере информационной безопасности, биометрических систем, цифрового моделирования, Big Data, технологий передачи данных, навигации, искусственного интеллекта и робототехники, связующего программного обеспечения для облачных технологий. Рейтинги свидетельствуют, что в этих областях решения российских стартаперов наиболее конкурентоспособны в мире.

Стартапер Кирилл Параска рекомендует при поиске идеи обратить внимание на иностранный рынок. Основой стартапа может стать модифицированный и адаптированный уже работающий проект. В таком случае будут видны и понятны основные механизмы реализации и маркетинг.

«Главное — постоянно совершенствовать продукт, ориентируясь уже на потребности российских клиентов. Благодаря гибкости результат может превзойти аналог. Проекты крупных компаний чаще всего развиваются недостаточно активно, в отличие от рынка технологий. Любые изменения для них представляются рискованными и слишком дорого обходятся. Например, переезд на новые ресурсы или технологии. У стартаперов же есть возможность постоянно совершенствовать продукт, внедряя инновации», — считает эксперт.

circle (3)

Любые стартапы окупаются и могут выиграть, поэтому принципиальный вопрос — в каком состоянии находится отрасль. Находясь в стадии бурного развития рынка, отрасль создает огромное количество возможностей для стартапов. Большая часть из них, конечно, прогорит, но кто-то может захватить одну из ниш рынка и развиться в достаточно крупную компанию. Если же рынок сложился, то у стартапов изначально есть варианты создать продукт, который впоследствии может быть куплен вместе с компанией, или встроиться в цепочку какой-либо крупной компании и дальше выходить на рынок.

Евгений Кузнецов, заместитель генерального директора, член правления ОАО «РВК »

Подготовка. Дух процесса

Когда есть идея, нужна команда. По мнению Кирилла Параски, это ключевой момент всего проекта. Хороший человеческий ресурс — это один из важных компонентов успеха.

«Например, ядром команды для проекта финансовой платформы RES — стартапа, в котором я сейчас участвую, стали друзья- разработчики из других компаний и студенты. Все это — люди, близкие по духу. Они никогда не будут халтурить на работе, как могут делать обычные наемные работники. Все горят идеей и готовы полностью ей себя отдавать, работая даже в выходные. Благодаря этому продуктивность гораздо выше. Я сталкивался часто с опытными разработчиками, мастодонтами в своей сфере, но они оказывались очень неподвижными. А важнее всего в стартапе — динамика и гибкость. Если этого не будет, невозможно скорректировать бизнес-процесс в короткие сроки. А именно это умение является одной из особенностей любого стартапа», — говорит разработчик.

Он добавляет, что чем больше времени тратится на работу в стартапе, тем быстрее идет процесс, а это очень важно в сфере IT-технологий, где инновации появляются на рынке ежедневно. Если слишком затянуть процесс, то идею может реализовать кто–то другой.

circle (2)

Люди привыкли к комфорту. И с каждым годом им хочется жить еще лучше. На этом можно играть. Все типы сервисов, все, что касается улучшения комфортности жизни человека, ускорения каких-то процессов, уничтожения бюрократии, является площадкой для возникновения стартапа. Не обязательно делать какой-то крупный проект. Достаточно закрыть одну лишь нишу. Например, придумать сервис, который улучшит взаимодействие с «Почтой России», и письма начнут приходить вовремя. Такой сервис будет очень популярным и полезным.

Кирилл Параска, стартапер, руководитель IT-департамента компании RES

Развитие. Если у вас не монетный двор

Историк и государственный деятель Томас Маколей считал, что делать деньги без рекламы может только монетный двор. Поэтому, даже если идея стартапа не требует больших средств на реализацию, она нуждается в финансировании маркетинга. И перед разработчиком встает вопрос поиска инвестора.

Если стартап связан, например, с мобильными приложениями или другими простыми в реализации вещами, то больших вложений на первом этапе не потребуется. Поэтому лучше всего реализовать проект своими силами, а потом уже обращаться к крупному инвестору. Найти финансирование намного проще, имея на руках уже рабочий прототип, а вместе с ним готовую команду и первые продажи. Инвестор скорее вложит деньги в развитие, чем в начинание.

Кирилл Параска не советует искать инвесторов через бизнес-ангелов или венчурный фонд. «Все зависит от того, какое будущее вы представляете для своего стартапа. Если вы готовы с ним расстаться на определенном этапе, то за финансированием можно обращаться в венчурный фонд. Свою прибыль его представители чаще всего рассчитывают получить на перепродаже вашего проекта целиком крупной компании. В этом случае для фонда это сценарий вероятного достижения ликвидности. Если же вы рассчитываете создать свою компанию и остаться ее владельцем, то следует обращаться к инвесторам, которым интересен вопрос дивидендов», — добавляет стартапер.

Финал. Опасная игра

На презентации стартапа перед инвестором важно обратить внимание на несколько вещей. Во-первых, харизма и умение убеждать самого выступающего. Он должен заразить своей идеей.

Решение, по мнению самих инвесторов, на 60% зависит от восприятия оратора и всей команды проекта. Потому что на первом этапе деньги вкладываются главным образом в людей. Бизнесмен должен понять, сможет ли он доверять команде, насколько опытными являются ее члены и насколько они мотивированы

strategy_20_icons-05 В первые 5 лет становятся успешными 50% стартапов

Еще один важный пункт, о котором следует позаботиться до начала презентации, — это подписание соглашения о неразглашении конфиденциальной информации. Только после его заключения можно озвучивать ключевые моменты проекта, иначе вашу идею просто могут украсть.

«Это очень опасная игра. Нужно понимать, сколько говорить, кому говорить, как говорить. Можно в целом рассказать о проекте, добившись заинтересованности и второй встречи. А уже на ней обговорить вопрос подписания соглашения, так как будут разглашаться детали и подробности», — рекомендует Кирилл Параска.

strategy_20_icons-11

Закрываются в течение первого года 40% стартапов

анонсы
мероприятий
инновации

НАСА обвинило Китай в прикрытии своего военного присутствия в космосе гражданскими проектами

 

#, ,
инновации

Google со временем вложит более $100 млрд в разработку ИИ-технологий

 

#, , , ,