Креативность города берет

strategy_31_full_print-787

Сегодня городское пространство определяет комфортность проживания, настроение жителей и косвенно экономическое положение. По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, благоустроенная территория вдвойне привлекательна для рынка: здесь быстро развиваются инфраструктура, бизнес и инновации. Если город не соответствует запросам жителей, проигрывают все.

Твори экономику

Согласно прогнозу Давосского форума 2017 года через 2–3 года к ключевым навыкам, которыми должен обладать человек, живущий в новой экономике, помимо комплексного решения проблем и критического мышления, добавятся креативность, эмоциональный интеллект и предугадывание запросов.

Центр стратегических разработок (ЦСР) посчитал, что творческие индустрии приносят от 5 до 9% к ВВП и увеличивают занятость на 3–8%. В 2016 году PwC предложила для анализа российских городов использовать в том числе индекс креативного капитала. По мнению исследователей, базовыми категориями креативного подхода к экономике служат искусство и культура, кино и телевидение, дизайн и архитектура, мода, цифровые технологии, ремесла, издательское дело, реклама и маркетинг, СМИ и коммуникации, которые распределены между городом, людьми, властью, бизнесом и брендами.

По уровню занятости в креативной экономике лидируют Москва и Нижний Новгород. Нижний Новгород силен и в сфере технологий и инженерной мысли, здесь работает немало IT-компаний, к примеру, Intel решила перенести представительство в России именно сюда. В аспекте деловой активности высокие результаты показывает Краснодар, в котором треть населения трудится в малом и среднем предпринимательстве. Воронеж опережает другие города по числу молодых жителей: 25% населения. Здесь предприниматели- меценаты занимают активную позицию в поддержке культурных инициатив. В Новосибирске традиционно благодаря авторитетным образовательным центрам драйвером креативной экономики остается человеческий капитал.

Москва в лидерах

Сегодня невозможно заниматься строительством или благоустройством только для одной цели. Важен комплексный подход, в котором территория предназначается не просто для жилья, но и для работы, отдыха. «Бизнес и город — две стороны одной медали, которым не жить друг без друга», — отметил на Московском предпринимательском форуме мэр Москвы Сергей Собянин.

Сегодня в столице 120 зон отдыха, включая парки, музеи-заповедники, усадьбы, сады, набережные, и более пяти тысяч спортивных сооружений: арены, игровые и спортивные залы, волейбольные и баскетбольные площадки, футбольные поля, ипподром, велотрек и олимпийская велотрасса. Функционируют 33 технопарка, в которых трудятся более 45 тысяч россиян.

Москва активно занимается благоустройством городского и общественного пространства, транспортного узла, вовлекая жителей. Благодаря программе «Активный гражданин», которую запустили четыре года назад, москвичи могут выбирать лучших медработников своего округа, название для новой ветки метро, прививочные пункты, оценить озеленение улиц и прошедшие фестивали. По словам мэра города Сергея Собянина, сегодня жители Москвы стали в пять раз чаще выходить на улицы, а туристический поток вырос на 70%. В московских парках проводятся бесплатные лектории, фестивали, концерты, устраиваются мастер-классы. «Сейчас государство собственными средствами, не привлекая инвесторов, создает инфраструктуру для того, чтобы на таких территориях, как ВДНХ, могли реализовываться разные инициативы», — подчеркивает генеральный директор комплекса Екатерина Проничева.

По числу музеев и музейного пространства столица — несомненный мировой лидер. «Нам не хватает мест, в которых бизнес и искусство встречаются друг с другом, — говоря о Москве, заметила директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. — У нас нет рынка искусства. Культура как рыночная стоимость — это то, что должно развиваться, так как в культурных мегаполисах музеев гораздо меньше, чем в Москве, а вот галерей — частных пространств — больше». По словам Ольги Свибловой, рынок искусства невозможно намеренно создать, со временем, когда человек почувствует экономическую стабильность, он образуется сам.

По информации BCG, Москва показывает один из самых лучших результатов в мире по возможностям для реализации, созданию современных рабочих мест, готовности к технологическому обновлению производств, способности разрабатывать новые продукты. Российская столица уступает только Лондону, Сингапуру и Нью-Йорку.

Начать с идеи

В 2017 году российские власти запустили проект «ЖКХ и городская среда», который сделает города комфортнее и красивее. Общий объем финансирования проекта составляет 42,2 млрд рублей, из которых 41,5 млрд рублей пойдут на благоустройство дворовых и общественных территорий, 663 млн рублей — на благоустройство парков в малых городах. Проект работает для населенных пунктов, в которых проживает больше 1 тысячи человек.

Городская среда воспитывает творческую составляющую. «Нам нужно стимулировать бренды малых городов и помогать им развиваться, — считает заместитель министра строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алексей Чибис. — Не все знают, что город Урюпинск существует. Была развернута интересная кампания «Брошу все — уеду в Урюпинск», и туристы туда поехали».

В урбанистическом развитии большую роль играет корпоративная ответственность бизнеса. Холдинг «Газпром нефть» приучил российские города к программам по развитию территорий. Сегодня почти в каждом сибирском городе, селе построены детские площадки, во многих сельских школах отремонтированы спортивные залы. Однако компания на этом не остановилась и провела реинжиниринг своей социальной политики: от отдельных акций, реализованных по инициативе регионального руководства, она перешла к философии социальных инвестиций — программе «Родные города», которая не только развивает спортивную, культурную, научную, образовательную инфраструктуры, но и меняет качество жизни населения, преобразуя городскую среду, поддерживая проекты по улучшению условий для людей с ограничениями и сохраняя коренные народы Севера.

По мнению председателя совета директоров ГК Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича, человечество входит в экономику впечатлений. В Костроме владельцы салона доставки цветов написали на треснувших стеклах рекламу: «Вот на что способна разгневанная женщина». С помощью такого юмористического обыгрывания проблемных моментов в благоустройстве авторы еще и зарабатывают.

Сегодня власти активно привлекают к облагораживанию территорий российских и иностранных дизайнеров. Студия Артемия Лебедева занимается городским дизайном по всей стране: усовершенствует уличную навигацию, разрабатывает логотипы городов и благоустраивает парки. Кроме того, команда создала схемы и линии московского метро, а также оформила ряд станций и поездов метрополитена.

Улучшают городское пространство и художники- монументалисты. В 2013 году администрация немецкого города Эссен пригласила московскую арт-группу художников ZUKCLUB преобразить фасад заброшенной католической церкви, которую в перспективе должны были отреставрировать. Художники изобразили лису — символ немецких сказок, — которая лежит на Библии. Работа настолько понравилась жителям, что в ходе реставрации рисунок сохранили. «Трудно представить, что в России нам позволили бы сделать что-то подобное, — замечает основатель и лидер ZUKCLUB Сергей Овсейкин. — Мы работаем с органами власти в России и за границей. Подходы к согласованию объектов разнятся. В нашей стране, если вы решили расписать стену дома, вам придется идти к властям и договариваться. Скорее всего, вам откажут, потому что понадобится разрешение всех жителей дома, даже если это частное владение. А вот в европейских и азиатских странах достаточно договориться с собственником дома». В 2014 году ZUKCLUB создала яркий, масштабный проект «Наследие», разрисовав фасады московских зданий портретами известных российских деятелей культуры: Кандинского, Скрябина, Эйзенштейна, Булгакова.

Быстро и глобально

Оперативно вывести город на качественно новый уровень помогает проведение глобального мероприятия. Так произошло с Казанью: сначала при подготовке к тысячелетнему юбилею в 2005 году, затем — к Универсиаде в 2013-м. К 2005 году в городе построили первую ветку метрополитена, мост «Миллениум», отреставрировали центр города. К Универсиаде подготовили спортивную инфраструктуру, построили транзитный, железнодорожно-автобусный вокзал, деревню для спортсменов, транспортные развязки, продлили линию метро, реконструировали исторические объекты. Сегодня в Казани активно развивается IT-сфера: здесь работает IT-парк, с нуля создан высокотехнологичный город Иннополис.

Яркая история успеха у Барселоны. Благодаря Олимпийским играм 1992 года организаторы отреставрировали фасады зданий, отремонтировали системы водоснабжения и канализации, построили автобаны, модернизировали систему общественного транспорта и расширили аэропорт. Произошло преображение прибрежной полосы: причалы и склады заменила громадная зона отдыха. Сюда хлынул поток туристов, который до сих пор не иссяк.

Однако такие проекты должны отвечать общей стратегии развития страны и местности. Иначе выстроенные к специальной дате объекты придут в запустение, а инвестиции вылетят в трубу, как случилось после олимпиад в Афинах и Монреале. Города ищут свою нишу. Так, Цюрих и Гонконг приобрели мировую известность благодаря аукционам, Леон — фестивалю света. Калининградская область работает над тем, чтобы стать мировым центром притяжения ювелиров.

Автор: Мария Войщева

Категория: Статьи

Новости по теме:

Предъявите доказательства

Молодым профессионалам, привыкшим в период расцвета экономики получать престижную работу, не прилагая максимум усилий, придется изменить тактику поведения. Работодатели начали ужесточать требования и с особой тщательностью взвешивать «полезность» соискателей и сотрудников. Эта тема обсуждалась на сессии «Молодые профессионалы: кто они?» Гайдаровского форума — 2015. Что изменится в секторе молодежного кадрового рынка, Журналу Стратегия рассказали отраслевые эксперты.