Остаться на плаву
Российская промышленность в последний год испытывает колоссальное давление как с политической точки зрения, так и с экономической. Наиболее крупные ее секторы традиционно оказываются наименее гибкими. Однако в безвыходной ситуации и они находят способы остаться на плаву. Один из таких секторов – судостроение. В материале Журнала Стратегия – топ-5 классических проблем этой отрасли и способы их решения.
Санкционный поворот
В 2014 году в России было поставлено 19 гражданских судов суммарным дедвейтом 608,5 тысячи тонн. И это меньше показателя предыдущего года на 27%. Министерство промышленности и торговли РФ признает, что отрасль столкнулась с серьезными вызовами, реагировать на которые пришлось в сжатые сроки. Полтора года прошло с момента введения санкций, однако значительная часть продукции, необходимой российским судоверфям, производится за рубежом.
Особенных успехов замещения иностранной номенклатуры замечено не было, виной тому, считают эксперты, неповоротливая государственная машина. Однако есть и хорошие новости – представители Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) отметили в интервью Журналу Стратегия, что прорывные проекты возможно реализовывать и «сольно», силами ОСК, и в кооперации с иностранными партнерами, которые, несмотря ни на что, не отказались от сотрудничества с Россией.
«В корпорации достаточно талантливых инженеров-проектировщиков, обладающих необходимыми компетенциями для создания инновационных проектов. Своими силами ОСК уже реализует, например, проект строительства первого в мире ледокола на СПГ, это будет самый мощный в мире атомный ледокол. Можно вспомнить и построенную на «Севмаше» единственную платформу, ведущую добычу нефти на российском арктическом шельфе – «Приразломная», – отмечают в ОСК и подчеркивают, что в гражданском сегменте важнее не заместить импортную продукцию на 100%, а точно выбрать направление технологической кооперации, чтобы впоследствии локализовать производство. Так, с крупнейшим голландским производителем дноуглубительной техники IHC Merwede подписано соглашение, которое положит начало возможной локализации производства оборудования этой компании. Производитель винтов и валов для судов различных классов – голландская компания Maprom заявляет о готовности открыть производство в Особой экономической зоне «Лотос».
«Кораблесерийность»
«Российские верфи не могут сформировать привлекательные по соотношению цены и качества предложения в ряде ключевых сегментов гражданского судостроения. Причина тому – низкий уровень серийности», – отмечает глава «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В ОСК признают, что выход на серийность крайне важен. Это существенным образом снизит трудозатраты и приведет к удешевлению проектов. Чтобы обеспечить этот аспект производства и наладить четкую систему взаимодействия всех участников рынка, реализуется федеральная программа развития судостроения до 2030 года. Аналогичным целеуказующим инструментом планирования является ФЦП «Развитие оборонно- промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года». Кроме того, разрабатываются аналогичные региональные программы. Например, Крыловский ГНЦ будет готовить такой документ по заказу Ленобласти, сообщает ОСК. В то же время продолжает расти доля оборонного заказа. В стоимостном выражении военное кораблестроение по итогам девяти месяцев 2015 года обеспечило практически весь объем заказов российских верфей – его доля превысила 90% (60 млрд рублей).
|
Потребность в новом
Эксперты буквально кричат о срочной необходимости строить высокотехнологичный флот нового поколения. Но пока не все типы судов в России могут производить. Так, например, ни одна российская верфь не может похвастаться тем, что способна создать, например, ярусолов. А между тем это одно из самых востребованных рыболовецких судов.
Модернизация и инновационное развитие – дела очень затратные. ОСК признает, что это не очень просто, как и все высокотехнологичное, но вполне осуществимо. Работа в части инноваций и научно-исследовательской деятельности – одно из приоритетных направлений в судостроении.
Общий объем выполненных в ОСК научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР) в 2014 году составил 2,4 млрд рублей.
В результате количество патентов, полученных предприятиями ОСК в 2014 году, составило 40 единиц, что в 2,5 раза больше запланированного. Для создания современных образцов комплектующего оборудования кораблей и судов в ОСК выполняется более 400 опытно- конструкторских работ и их составных частей.
В ОСК и по заказам корпорации создаются новые образцы энергетических установок, дизель-генераторы, преобразователи, насосное оборудование, интегрированные комплексы связи, гидроакустики, навигации и др.
Кроме того, чтобы делать более качественные и безопасные суда, ОСК стремится поддерживать преемственность инженерно-технических специалистов в сфере проектирования и строительства.
Мировой портфель
Проблемы с экспортом российского продукта отрасли судостроения неравномерно распределены по сегментам производства. Однако мировые тенденции не могут не тревожить судостроителей. На глобальном рынке сейчас царит кризис перепроизводства: он возник из-за большого количества заказов на постройку грузовых судов, а это не отвечало реальным потребностям морского торгового флота.
Прогнозы неутешительные. Сейчас, по данным консалтинговой компании Clarkson Research, наблюдается самое сильное падение рынка судостроения начиная с 2004 года. Ближайшие 2–3 года будут провальными даже для лидеров отрасли – Китая и Южной Кореи. Тем не менее российская продукция военного назначения и танкеры пользуются значительным спросом.
В дополнение к традиционной поставке военно-морской техники ОСК включает в пакет своих экспортных предложений широкие возможности по научно-техническому сотрудничеству с ведущими проектными организациями, сервисному обслуживанию и техническую помощь в строительстве на верфях заказчика.
Что касается гражданского судостроения, у российских верфей ОСК накоплен значительный опыт и имеются конкурентные преимущества в строительстве судов ледового класса и класса «река-море». В частности, это относится к морской технике для работы на Арктическом шельфе и на Северном морском пути. Есть совместные планы и программы освоения и исследования Арктики и Антарктики с Аргентиной. В рамках этих проектов партнеры ОСК высказывают заинтересованность в ледоколах и судах ледовой проводки.
Финская верфь Arctech Helsinki Shipyard, которая принадлежит ОСК, строит первый в мире ледокол на СПГ для транспортного агентства Финляндии. Много строится для иностранных заказчиков на «Красном Сормове» в Нижнем Новгороде. В 2009–2013 годах завод исполнил контракты на шесть танкеров проектов RST22 и 19900 для Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана.
А сейчас ждем результатов рассмотрения заявки этим же заказчиком на поставку нефтеналивного танкера и двух транспортно-буксирных судов для обслуживания морских буровых платформ. Для компании из ОАЭ Dragon Oil «Каспийская Энергия» изготовила крановое судно и стационарную платформу «Жданов-А», а для казахстанских заказчиков строит буксиры.
Верфи полны?
Как показывает рейтинг «INFOline- Аналитика», по итогам девяти месяцев 2015 года количество гражданских судов и военных кораблей, построенных на российских верфях, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%, до 98 единиц. При этом совокупный тоннаж сданных судов сократился почти в 2,8 раза, с 327 тысяч до 117,5 тысяч тонн. В денежном выражении рынок упал на 24%, до 65,8 млрд рублей. Таким образом, после активного роста количества сданных заказов в 2012– 2014 годах российское судостроение демонстрирует негативную динамику уже второй год подряд (в 2014 году количество построенных судов упало на 41%, до 177 штук).
Объединенная судостроительная компания не отрицает такого падения, но заявляет, что предприятия загружены заказами в достаточной степени. По словам представителей ОСК, растущий в последнее время объем гособоронзаказа почти по всем направлениям дал ощутимую загрузку предприятиям кооперации, в частности, производителям главных энергетических установок, вооружения, основных общекорабельных систем.
Кроме того, ОСК реализует амбициозную программу модернизации верфей. На Средне-Невском судостроительном заводе ведется реконструкция и техническое перевооружение действующего стеклопластикового производства, техническое перевооружение производственных мощностей металлического судостроения и спусковых устройств.
На судостроительном заводе «Лотос» – установка производственной линии обработки металлопроката и установка плазменной резки металла. На Хабаровском заводе – модернизация спусковых устройств, совершенствование производственных процессов. Создается современнейший судостроительный комплекс с сухим доком и эллингом со стапельной площадкой на территории «Северной верфи».
|
В этом году заложено семь новых танкеров, химовозов и сухогрузов на верфях ОСК. Средне-Невский судостроительный завод передал заказчику целую серию буксиров. Выборгский и Балтийский заводы загружены гражданскими заказами вплоть до 2018 года. Находятся в работе или готовятся к закладке 17 ледоколов и судов ледового класса. В обозримой перспективе нефтяники и газовики будут нуждаться в целом комплексе ледоколов, судов обслуживания полуледового класса, буксиров, судов снабжения, аварийно- спасательных, водолазных судов.
В 2015 году верфи ОСК уже спустили на воду и передали заказчику 11 судов и объектов морской техники, всего до конца года планируется сдать заказчикам 17 объектов. Таким образом, отмечают в ОСК, сделаны очень существенные шаги для нормализации ситуации и оздоровления всей отрасли.
мероприятий