журнал стратегия

#журнал стратегия

Трезвая нация — успешная страна

Общее потребление алкоголя на душу населения в Российской Федерации непрерывно снижается. К 2016 году относительно 2003-го оно сократилось на 43%, согласно данным тематического исследования ВОЗ о влиянии мер по контролю над алкогольной продукцией на статистику смертности и ожидаемую продолжительность жизни в РФ.

Мы узнали у заместителя министра здравоохранения РФ Олега Салагая, благодаря каким мерам был достигнут такой результат.

— Этого удалось достичь благодаря системным мерам, принятым на правительственном уровне по ряду основных направлений, соответствующих рекомендациям ВОЗ, — рассказал он. — К числу таких направлений относятся сокращение территориальной доступности алкоголя, запрет на его продажу в мелкой рознице, установление ограничений на время продажи, так называемый запрет на торговлю алкоголем в ночное время, масштабная коммуникационная кампания, работа с гражданским обществом, дополнительные меры в регионах и муниципалитетах.

По словам замминистра, основные возможности для снижения уровня потребления алкоголя ведомство видит в укреплении борьбы с нелегальным потреблением алкогольной продукции, дополнительной защите несовершеннолетних, увеличении дискреции учреждений торговли и общественного питания в плане допущения отказа в продаже алкоголя лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, взвешенной ценовой политике и таргетированных коммуникациях.

 

21 — лучшая цифра

В качестве приоритетного направления министерство выделило повышение возраста продажи алкогольной продукции до 21 года. В 2019 году оно вынесло на рассмотрение поправки к действующему закону, согласно которым запрещается продажа алкоголя крепостью более 16,5% лицам моложе 21 года. В проекте подчеркивается, что употребление алкогольных напитков небезопасно для нормального развития головного мозга, который окончательно формируется только к указанному возрасту.

— Должен отметить, что это один из законопроектов, прошедших наиболее глубокое общественное обсуждение. Слушания по нему проходили в региональных общественных палатах, активно были вовлечены региональные и муниципальные органы власти, — подчеркнул Олег Салагай.
На вопрос о причинах установления нормы в 16,5% Олег Олегович ответил, что сегодня ограничение продаж именно крепкого алкоголя является наиболее сбалансированной мерой, потому что его потребление в наибольшей степени ассоциировано с ростом смертности трудоспособного населения.

— От инициативы прежде всего ожидается сокращение смертности и травматизма в возрастной группе от 18 до 21 года. По данным МВД, около двух тысяч человек в этой возрастной группе ежегодно гибнет и получает увечья в результате дорожно-транспортных происшествий в состоянии алкогольного опьянения, — сказал замминистра. 

Дополнительно он обозначил, что крайне важным в этот период является еще и формирование культуры потребления алкоголя, которая предусматривает выбор в пользу менее крепких напитков.

 

Зрелое решение

Активную поддержку Минздраву оказывает проект «Трезвая Россия», который, по словам Олега Олеговича, проделал огромную работу с точки зрения продвижения данной меры, ее проработки и осмысления. За комментариями мы обратились к руководителю проекта «Трезвая Россия» Султану Хамзаеву.

— В первый год, когда команда начала заниматься инициативой, было много сложностей, сегодня проект далеко продвинулся и получил поддержку целого ряда органов власти. Единственное, мы отстаиваем полный запрет потребления алкоголя до 21 года, но Министерство здравоохранения пока не готово к таким радикальным мерам, — рассказал он.

Чтобы получить комплексную оценку инициативы, а также основных направлений алкогольной политики России, наш журнал пообщался с государственными и общественными деятелями, экспертами и ведущими игроками рынка.

Так, по словам члена Совета Федерации Юрия Архарова, представители глав регионов, Совфеда, Госдумы поддерживают такую инициативу. Он считает, что продажа алкоголя должна осуществляться лицам более зрелого возраста, осознанно понимающим — принимать алкоголь или нет.

Депутат Государственной думы Александр Якубовский также поддерживает это направление антиалкогольной политики:

— Считаю, что мера по увеличению возраста продажи алкоголя будет позитивно воспринята в первую очередь родителями. Те люди, у которых есть опыт потребления алкоголя, чаще всего высказываются за то, чтобы возрастной ценз был поднят. Если ориентироваться на людей, которые зрело смотрят на эту проблему и кому уже за 21, то, конечно, в своем большинстве эта мера поддерживается населением.

Найти баланс

Как показали анализ СМИ и оценка регулирующего воздействия (ОРВ), существуют различные мнения относительно инициативы, а также решения проблем, связанных с потреблением алкоголя в целом.

Так, с критикой законопроекта выступало Министерство экономического развития РФ. Ведомство предупредило, что это серьезно ограничит работу магазинов и замедлит скорость обслуживания. Эти аргументы подтвердили ведущие игроки рынка, которые приняли участие в процедуре ОРВ. Также им представляется неясным выбор пограничного показателя в 16,5%. По их мнению, сразу возникает вопрос, чем алкогольная продукция крепостью 16,5% является менее вредной, чем продукция с содержанием этилового спирта 17%.

Дмитрий Петров, руководитель направления корпоративных отношений компании Diageo, ответил на запрос нашего издания:

— Мы выступаем за сбалансированное регулирование рынка. Однако предложенная инициатива, особенно в разрезе дифференцированного повышения возраста продаж, требует особого внимания и дальнейшего обсуждения. Diageo обладает портфелем продукции, включающим напитки крепостью как выше, так и ниже 16,5%. В связи с этим мы полагаем, что предложенная мера в первую очередь приведет только к смещению структуры потребления в сторону продукции с относительно низким содержанием этилового спирта. Оценить реальный эффект снижения чрезмерного потребления от введения такого ограничения сложно. Считаем, что дифференцированное ограничение возраста продаж вводит потребителя в заблуждение относительно воздействия того или иного продукта на организм и противоречит известному тезису «алкоголь есть алкоголь». Ко всему алкоголю, будь то пиво, вино или крепкие спиртные напитки, должны применяться единые законодательные требования. На наш взгляд, наиболее эффективным методом снижения уровня чрезмерного потребления алкоголя являются образовательные программы, позволяющие донести до потребителя идею ответственного потребления.

 

Поменять мировоззрение

Также комментарии по запросу предоставила Ирина Федорова, старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа компании «Балтика» (часть Carlsberg Group):

— В портфеле нашей компании нет напитков крепостью более 16,5%, поэтому данная инициатива не затронет наш бизнес. Пивовары, безусловно, поддерживают усилия государства и общественности, направленные на развитие ответственного отношения к употреблению алкоголя. Однако считаем, что необходимо сосредоточиться на контроле соблюдения действующего законодательства, а не на разработке новых ограничений. Пока мы не добьемся неукоснительного соблюдения существующего ограничения на продажу алкоголя несовершеннолетним, вводить более жесткие меры бессмысленно. Вместо дополнительных запретов мы предлагаем более взвешенный подход, который включает развитие культуры ответственного потребления алкоголя. Так, развитие ответственного потребления — одна из стратегических целей нашей программы устойчивого развития. «Балтика» поощряет потребителей делать осознанный выбор через диалог и вовлечение, информирует об ответственном потреблении через этикетки нашей продукции и онлайн. При размещении рекламных материалов мы используем каналы, 70% аудитории которых вступили в законный возраст употребления алкоголя.

Что касается экспертов в сфере общественного здоровья, то они поддерживают реализацию мер по снижению потребления алкоголя, а также просят не забывать, что основная причина смертности от алкоголя — это риски, связанные с его безответственным потреблением. К ним относятся распитие нелегальной продукции, смертность и травматизм по причине вождения в нетрезвом виде, злоупотребление большими дозами алкоголя.

— Средний возраст первой пробы алкоголя в нашей стране, в Европе и Америке составляет примерно 16 лет. И структура потребления алкоголя молодежью в этом возрасте в большей степени состоит из слабоалкогольных напитков, это необходимо учитывать. Ограничение не решит проблему, — прокомментировала Лариса Цветкова, проректор по научной работе РГПУ имени Герцена.

По словам депутата Государственной думы Евгения Федорова, это логичная мера в рамках качественного развития антиалкогольного курса, направленного на повышение уровня здоровья и продолжительности жизни населения.

— В течение десяти лет мы проводим политику снижения потребления алкоголя населением, — сказал он. — Это вызвано медицинскими и социальными соображениями. Понятно, что резко ограничивать нельзя — к примеру, вводить сухие законы. В России постепенно исчезает мода на алкоголь и молодежь отказывается от его потребления, переходя на свежевыжатые соки и фреши. Поэтому необходимо укреплять моду на здоровый образ жизни и спорт. Стадионы мы уже подготовили, материальную базу тоже, осталось только, как говорится, подтянуть мировоззренческие моменты. Также нужно понимать, что во многом привычка пить воспитывается в семьях. Если родители пьют, то и дети пьют. Алкоголь должен стать особым событием в жизни, а не повседневным занятием или спонтанным решением. Формирование общественного мнения — вот здесь, я думаю, мы серьезно отстаем. Все-таки не государство должно от алкоголя отказываться, а граждане. Вот это главный принцип. Нужно найти подход к гражданам.

Наш журнал выражает благодарность всем участникам опроса за предоставленные комментарии и неравнодушие к проблеме безответственного потребления алкогольной продукции в России. Стоит отметить, что, несмотря на различие взглядов, все осознают, что необходимы совместные усилия и комплексный подход для формирования в обществе высокой культуры потребления алкоголя.

Александра Черничкина

Фото: Shutterstock

анонсы
мероприятий
Март 30, 2020

Wealth PRO

Март 24, 2020

Synergy Executive

Март 19, 2020

Graduate Awards

Февраль 29, 2020

X5 Retail Hero

новости партнеров

Научите на Маргарет Тэтчер

государство

15 мер, объявленных президентом

#