журнал стратегия

#журнал стратегия

Безос, Маск и другие: бизнесмены осваивают космос

Космонавтика долгое время была делом государственным. Теперь лидерство перехватили частные компании

В феврале 2018 года 2,3 млн человек завороженно смотрели прямую трансляцию старта ракеты Falcon Heavy, самой мощной из существующих. И это только на официальном YouTube-аккаунте компании SpaceX. Ее основатель Илон Маск срежиссировал идеальное шоу, сравнимое с легендарными презентациями Apple времен Стива Джобса. Маск и команда SpaceX подогревали интерес вплоть до самого старта, затем идеальная трансляция, где камеры были установлены даже на ракете. Вишенка на торте — выпущенный в сторону Марса автомобиль Tesla с манекеном на борту, до сих пор летающий в космосе под «Space Oddity» Дэвида Боуи. В итоге запуск Falcon Heavy стал второй по популярности прямой трансляцией на YouTube, количество просмотров перевалило за 23 млн.

Космос долгое время был монополией государственных агентств — NASA в США, «Роскосмоса» в России. Маск и его SpaceX доказали, что частные космические проекты не только имеют право на жизнь, но и способны конкурировать с государствами: в 2017 году SpaceX обошла «Роскосмос» по количеству коммерческих запусков. Маск не одинок. Свою космическую компанию развивает и основатель Amazon, самый богатый в мире человек Джефф Безос Чем отличаются подходы Безоса и Маска и у кого больше шансов на успех?

Немногие знают, но Blue Origin Безоса была основана на два года раньше SpaceX, в 2000 году. Более того, у предпринимателей был шанс объединить усилия. Один из сотрудников Blue Origin заметил, что компании Безоса и Маска занимаются очень схожими идеями, и предложил основателю Amazon попробовать работать вместе с конкурентом. Предприниматели поужинали вместе осенью 2003 года, но не договорились. «Он хороший парень, мы близки по духу, но мы решили, что лучше, если каждый будет заниматься своим делом», — рассказывал Безос в интервью Wired.

И Маск, и Безос пытались разработать ракету, возвращаемую на Землю после старта. У обоих это в итоге получилось. Но их подходы кардинально отличаются. Об удачной посадке ракеты SpaceX знают многие, об аналогичном достижении Blue Origin — в основном специалисты. Илон Маск предпочитает устраивать грандиозное шоу вокруг достижений своей компании. Безос, напротив, ведет бизнес скрытно, лишний раз не упоминая об успехах. Даже если посмотреть на Twitter-аккаунты обеих компаний, то на SpaceX подписаны 7 млн человек, а на Blue Origin лишь около 130 000 пользователей.

Второе различие заключается в идеологии бизнесменов. Его хорошо описал автор книги «The Space Barons: Elon Musk, Jeff Bezos, and the Quest to Colonize the Cosmos» Кристиан Давенпорт. По его словам, Маск в своем желании колонизировать Марс хочет создать своеобразный «план Б» на тот случай, когда Земля станет непригодна для жизни. Джефф Безос наоборот хочет освоить космос, чтобы спасти Землю. В космосе есть бесплатная солнечная энергия, туда можно вынести тяжелую промышленность, чтобы не загрязнять планету. Еще школьником Безос посмотрел телепередачу 1975 года с писателем Айзеком Азимовым и физиком Джерардом О’Нилом. В ней О’Нил описывал концепцию, где Земля остается для людей домом, но большинство будет жить и работать на космических станциях. Похоже Безос, который даже учился потом у О’Нила, до сих пор ей следует.

Третье различие касается финансов. Маск начинал SpaceX со $100 млн собственных средств. Это стартап, существующий по правилам венчурного бизнеса. За время своего существования, по данным базы Crunchbase, компания привлекла 17 раундов инвестиций на сумму $2,2 млрд. Последний раунд был совсем недавно, в конце ноября 2018 года SpaceX привлекла кредит в $250 млн от Bank of America. Blue Origin в плане финансов проще, она живет на деньги Безоса, который ежегодно продает часть акций Amazon на $1 млрд и вкладывает эти деньги в свой космический проект.

SpaceX живет в бешеном ритме, ей нужно зарабатывать. Прибыльной она стала еще в 2015 году, когда получила контракт от NASA на сумму $4,2 млрд на доставку грузов на Международную космическую станцию. С тех пор к доходам SpaceX добавились и запуски спутников, компания Маска предлагает самые демократичные цены. Разрывающийся между космической компанией, автомобильной Tesla и Boring Company, роющей туннели под США, Илон Маск еще в 2016 году представил план колонизации Марса. Хотя до испытаний Falcon Heavy, без которой колонизация невозможна, оставалось еще два года.

Безос более последовательный, в своей Blue Origin он как будто повторяет этапы освоения космоса. В 2011 году компания провела первый старт своего суборбитального космического корабля New Shepard, названного в честь Алана Шепарда — первого американца, совершившего такой полет. Именно на примере New Shepard компания Безоса научилась возвращать на Землю ракету и сам корабль для повторного использования. Следующий корабль Blue Origin называется New Glenn в честь Джона Гленна, который первым из американцев совершил орбитальный полет. New Glenn, чей первый старт должен состояться в 2020 году, будет способна доставлять людей и грузы в космос. Следующей ракетой будет New Armstrong в честь Нила Армстронга, первого человека на Луне.

Четвертое отличие касается целей колонизации. В отличие от Маска Джефф Безос хочет построить поселение не на Марсе, а на Луне. «Мы должны вернуться на Луну и остаться там. Либо кто-то еще займется этим, либо у меня закончатся деньги», — уверен Безос. Значит ли это, что Безос не хочет полететь на Марс? Нет, но Луна отлично вкладывается в его концепцию поэтапного освоения космоса. И поселение на Луне, которое хочет построить Безос, может стать плацдармом для покорения Марса. Это похоже на то, как он строил свой Amazon. На старте это был книжный интернет-магазин в гараже, но шаг за шагом он стал крупнейшим онлайн-ритейлером в мире. Впрочем, в декабре 2017 года Маск тоже заявил, что считает разумным сначала освоить Луну.

Отличие пятое — технологическое. На первый взгляд, у SpaceX больше побед, чем у Blue Origin. Да, компания Безоса не может похвастаться таким количеством запусков. Но, возможно, Blue Origin просто не форсирует события, ведь даже штат у нее в несколько раз меньше, чем у SpaceX — 1500 сотрудников против 6000. В 2011 году Blue Origin начала разработку нового двигателя BE-4 для космических ракет. Его главная особенность в том, что в качестве топлива используется не керосин, а сжиженный газ. В этом случае в двигателе не образуется сажа и его можно использовать многократно, до 100 раз. О переходе на эти двигатели уже заявила компания United Launch Alliance, которая выводит на орбиту космические аппараты по заказу правительства США, хотя раньше она использовала российские двигатели. Именно BE-4 будут установлены в New Glenn. У Илона Маска есть аналогичная разработка — двигатель Raptor, который будет использоваться в новой сверхтяжелой ракете BFR от SpaceX.

То, что Маск и Безос работают над схожими вещами неудивительно. Просто к похожим результатам они приходят разными путями. Например, Blue Origin изначально ставила одной из своих целей космический туризм. Илон Маск тоже решил заняться этим направлением, но как всегда внезапно. В феврале 2017 года он заявил, что SpaceX отправит двух туристов в полет вокруг Луны. Один билет он уже продал, его обладателем стал 42-летний японец Юсаку Маэдзава. Вторым туристом может стать сам Маск. Полет должен состояться в 2023 году. Тем временем Blue Origin в 2019-м только начнет продавать билеты.

Безосу и Маску придется еще много конкурировать — в привлечении космических туристов, в постройке первых станций на Луне, в конструировании сверхтяжелых ракет и продажах своих двигателей, в борьбе за бюджеты на запуск спутников. При этом пока никто из частных космических компаний не осуществил пилотируемый полет в космос, всех космонавтов на МКС доставляет «Роскосмос». Конкуренция будет только расти. Интерес к космосу проявляют миллиардер Ричард Брэнсон, основатель российской авиакомпании S7 Владислав Филев. Свой космический проект был у умершего в 2018 году сооснователя Microsoft Пола Аллена. Главное, что появления таких проектов ведет к единой цели — удешевлению полетов в космос. А значит, освоение космоса станет доступнее.

Самые ожидаемые запуски 2019 года

Пилотируемый полет ракеты SpaceX на МКС

Пока монополия на доставку людей на МКС у «Роскосмоса», но Илон Маск может ее нарушить.

Коммерческие старты корабля New Shepard с людьми на борту

Это будет первый шаг к массовому космическому туризму.

Последний запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ»

Россия долгое время использовала «Союз-ФГ» с украинской системой управления, с 2020 года ее место займет «Союз-2», полностью отечественная разработка.

Первый старт S7 Space с плавучей платформы «Одиссей»

Платформу начали строить еще в 90-е, недавно ее купил Владислав Филев в попытке включиться в борьбу за космос.

Пилотируемый полет космического корабля Boeing

И Boeing, и SpaceX отложили старты в 2018 году. Кто победит в гонке космических кораблей и первым успешно запустит людей в космос?

Дмитрий Запаснов

экономика и бизнес

Кризис — не повод для паники

Если знаешь, как на нем заработать

#
новости партнеров

Третий Российско-китайский форум машиностроения и инноваций

29 - 31 октября 2019 года