журнал стратегия

#журнал стратегия

StartUp Show должно продолжать­ся

Легко ли в России растить стартапы? Где инноваторам найти деньги на свои проекты? Ответы знает Иван Алехин, сооснователь международной инвестиционной конференции StartUp Show и владелец компании «Новые технологии».

Стендап для умников

— В России традиционный бизнес развивать непросто, а вы занимаетесь стартапами. Это как выращивать ананасы в тайге. Как вы пришли к этой идее?

— Сначала делали все это для себя. Когда я выиграл очередной патент у Apple и Sharp — а у меня уже 12 международных патентов, — я пришел на Первый канал и говорю: «Расскажите — по-моему, классный инфоповод». Мне в ответ: «А сколько заплатите?» И тогда я понял, что нужно делать какой-то свой медиаактив, чтобы ни от кого не зависеть.
Изначально была идея проводить «Гик-шоу» вместе с «Компьютеррой» и Rusbase. Они долго совещались и решили, что будут сами по себе. Я сказал: «Ну окей, тогда я буду делать свое StartUp Show».
Оно начиналось в небольших заведениях. Первое мероприятие прошло 9 сентября 2015 года в баре «Мумий Тролль» на Тверской, 7, в Москве. Такое легендарное место. И первой гостьей у нас была Наталья Касперская, сооснователь фирмы — производителя известного антивируса. Она разбирала на сцене первые проекты. Очень ей за это благодарен.
Стартаперы у нас выступают в формате стендапа, а известные инвесторы и бизнесмены делают откровенный разбор, а в лучшие проекты инвестируют. Этот формат зацепил людей. Он принципиально отличался от всех этих приевшихся встреч и сухих презентаций.

— То есть можно утверждать, что формат уникальный?

— Мы получили на него авторские права. На сегодняшний момент имеется три попытки нарушения этих прав. Две со стороны Сколково и одна от университета «Синергия», за что им прилетели «письма счастья» от наших адвокатов.

 

Проверенные идеи

— Вы генерируете две воронки, в одну — стартаперы, в другую — инвесторы, и затем сводите их?

— Да. Но есть нюансы, касающиеся российского менталитета. Если на Западе стартапер — это предприниматель, человек с горящими глазами, то у нас стартаперами любят себя называть всякие пройдохи. Поэтому мы не зовем на шоу всех подряд. Мы берем тех, у кого уже есть MVP+ (минимально жизнеспособный продукт) или есть просто идея, но она должна быть подтверждена патентами. Потому что сейчас много фейков.
Если говорить откровенно, то инвесторов интересует скорее рабочая бизнес-модель, чем высокие технологии сами по себе. Под инновации в России вообще трудно привлекать деньги. И мы для себя сделали вывод, что наше мероприятие должно двигаться за рубеж. Скоро пройдет StartUp Show в Дубае, а далее по цепочке — Ирландия, США, Китай, Корея.

— Хотите возить туда наших стартаперов?

— Да, верно.

— Но если у StartUp Show даже в России уже трижды пытались скопировать формат, то сколько конкурентов может объявиться на Западе?

— Это не важно. У нас международные авторские права на шоу.

— Как вы успели застолбить эту поляну?

— Главное — первым оформить документы. Это как The Voice («Голос») — никто ведь не делает такое же шоу, хотя, казалось бы, идея лежит на поверхности.

— То есть у вас, по сути, идея мирового уровня?

— Да, это второй, наверное, контент, производимый в России, который спокойно может идти на международный рынок. Первый — «Дом-2», каким бы странным это ни казалось. «Дом-2» — это российское изобретение, за что ребятам честь и хвала в плане придумки, хотя лично я не могу смотреть этот треш. Но, учитывая, сколько он генерирует прибыли, это уникальная бизнес-модель. У них реалити-шоу, а у нас стартап-шоу. Учитывая, что в будущем оно должно идти по определенному графику в разных городах, получится, что оно будет проводиться каждую неделю. StartUp Show может масштабироваться.

 

Как привлечь инвестора

— Понятно, что стартаперы идут к вам с удовольствием, но как вы заманиваете на шоу инвесторов?

— Почему к нам идут, а к другим нет? Наверное, первое — то, что я позитивный человек. Я всегда открыт к общению с самыми разными людьми. Следующий пункт — ценность и уважение. Люди чувствуют, что ты относишься с почтением к ним и к тому, что они делают. Далее все еще проще становится из-за того, что у нас есть своя методология отбора проектов. Я общаюсь буквально с каждым, кто потом выходит на сцену. Я лично делаю предварительный разбор проектов, причем бесплатно. С каждым стартапером общаюсь по видеосвязи, выясняю все нюансы. Инвесторы понимают, что на шоу нет случайных людей.

— На чем чаще срезаются стартаперы?

— Первая ошибка — все вроде что-то созидают, но никто ничего не продает. Но, ребята, надо в наше время быть продавцами. Не умеете — смотрите фильм «Волк с Уолл-стрит». Как вы собрались продвигать ваш стартап, если вы не умеете продавать свои идеи? Во всех смыслах. Например, вы видите повсюду какой-то популярный продукт. Спросите себя: он лучший на рынке? Вряд ли, скорее крепкий середнячок. Так почему он везде? Потому что сейчас на первом месте маркетинг и упаковка.
Вторая ошибка — customer service, забота о клиенте. Точнее, ее отсутствие. Твой партнер и клиент должны быть с ног до головы окутаны вниманием. А обычно как? Продали — и забыли о клиенте, а так нельзя.
К нам идут инвесторы, потому что они знают, что увидят яркие презентации. И за каждой стоит, по сути, готовый бизнес, который уже генерирует выручку. Может быть, пока небольшую, но тем не менее. Они видят эту качественную селекцию. Только бери и инвестируй.

 

Формула богатства

— Какие известные личности к вам приходили на шоу?

— Например, Темур Шакая — владелец «Лошадиной силы», Андрей Ковалев, Игорь Рыбаков, Оскар Хартманн, Александр Румянцев, Александр Галицкий и многие другие, около полусотни — посмотрите на нашем сайте. Со всеми дружба и уважение. Причем, что примечательно, каждый из них получает ежедневно десятки писем от людей, ищущих инвестиции, и они уже начали им говорить: «Зарегистрируйтесь на StartUp Show, пройдите трекинг, а уж потом посмотрим на вас». То есть инвесторы уже используют нас как фильтр.

— Вы подгоняете все презентации под единый съедобный формат?

— Да, конечно. Если что-то не так — отправляем проект на доработку. Плюс, повторюсь, у нас не сырые стартапы, а уже готовые бизнесы, которым нужно развитие и масштабирование. Этим мы выгодно отличаемся.

— Так, если это бизнесы, почему им просто не пойти в банк за кредитом?

— У нас банки плохо работают. По идее, они должны были бы просто бегать за такими компаниями и деньги им давать, но они не могут, потому что сильно зарегулированы. Постоянно требуют залог, причем, например, под здание стоимостью 10 млн рублей готовы дать в кредит только 1,5–2 млн. А еще у нас такое налогообложение, что невыгодно зарабатывать больше 25 млн рублей, потому что резко меняется схема платежей в бюджет.

— И как это изменить?

— Чтобы бизнес развивался, нам нужен лозунг «Даешь миллиардеров!». То есть предпринимателям должно быть выгодно создавать крупные компании, а не думать, как раздробить бизнес на кусочки по 25 млн. И чиновникам нужно дать указание, чтобы они всячески содействовали появлению крупных компаний. И если план по числу успешных фирм не выполнили — штрафы и санкции. То есть должна быть мотивация у чиновников, чтобы люди вокруг богатели. Тогда и государство будет богатым.

 

«Вау-эффект»

— Вы недавно ездили в Дубай. Как отнеслись местные инвесторы к идее StartUp Show?

— Шикарно. И сильно удивились. Мы им показываем проекты, а они: «Это же не стартапы, а готовый бизнес. Почему они не могут взять деньги у российских банков? В чем подвох?» А я им: «Вы мне ответьте сначала, почему у вас кредиты под ноль процентов в Арабских Эмиратах». Они: «Аллах запрещает». — «А у нас вместо него Центробанк. Он запрещает выдавать деньги, если нет залога. Вот это ваше здание?» — «Да, — отвечают, — стоит 100 млн долларов». — «Вот за него, — говорю, — вам российский банк даст 20 млн в лучшем случае. Вот поэтому компании не берут деньги у банков — невыгодно». А в Эмиратах все в восторге от наших проектов и хотят сотрудничать.

— На ваше шоу в ЦДП на Покровке, которое прошло в конце октября, весьма позитивные отклики. Чем оно отличалось?

— Концентрацией инвесторов. Вместо 10–15 было 27, причем высочайшего уровня люди. Из восьми стартапов шесть привлекли инвестиции прямо на сцене. Это было круто.

— А уровень инвестиций?

— От 10 млн рублей и выше. Из-за того, что это публичное мероприятие, оно имеет юридическую силу. Инвестор, конечно, должен еще проверить документы, но это уже как договор о намерениях.

— Кто во время недавнего шоу вас удивил?

— Меня порой удивляют новые инвесторы. Вначале они настроены очень скептически, но потом понимают, в какой атмосфере оказались. Например, удивило, когда один бизнесмен, который вначале и не регистрировался как инвестор, одним чеком на сцене вложил в проект 600 млн рублей. Вот это был «вау-эффект».
Приятное удивление, что к нам приходит все больше звезд шоу-бизнеса. Нашим медийным персонам становится интересно посещать интеллектуальные инвестиционные мероприятия. Многие певцы и артисты интересуются инвестициями, потому что хотят иметь запасные источники дохода. И у многих из них уже есть разные бизнес-проекты.

 

Гениальное — просто

— Можете привести несколько примеров проектов на конференции?

— Да, к примеру, ARena Space. Это VR-центр в ЦДМ на Лубянке. Надеваешь очки виртуальной реальности — и попадаешь в мир приключений. Причем не стоишь на месте, а активно двигаешься по коридорам. То есть совмещение видеоигр и двигательной активности. Под расширение этого проекта ребята и привлекли 600 млн. Другой пример — приложение, которое показывает, куда дует ветер. Вот вы бы проинвестировали в него миллионы?

— Вряд ли. А для чего это?

— Вы не кайтер и не серфер и не живете в Майами. У нас тут и яхт почти нет. А там это целая мегаиндустрия. Поэтому всем интересно, куда дует ветер: «Где волна, брат?» Из фан-приложения эта идея выросла в мощнейший прогнозатор погоды, и за него готовы платить. Причем не только серферы, но и корабельные и строительные компании, которым надо знать погоду.

— Это как Росгидромет? Но это же нужно иметь тысячи датчиков по всему миру и спутники в космосе.

— Либо 10 млн пользователей смартфонов, которые сообщают тебе о погоде. Это соцсеть, внутри которой ребята передают информацию о том, где дует ветер. Плюс температурный режим измеряется самими смартфонами.

— То есть вместо датчиков сами люди с телефонами. Гениальная схема.

— И у них сейчас миллионы клиентов, причем 90% из США. А сидят разработчики у нас в Москве.

— А еще пример?

— Вот, казалось бы, чем может быть интересна коробка, в которой перевозят фрукты? Зачем в нее инвестировать? Но когда эта коробка создана из таких материалов, которые позволяют фруктам меньше мяться и дольше храниться, то в нее не грех вложиться. Тара требуется всегда, и миллионными партиями. Как раз такие инновационные упаковки разработали в Санкт-Петербурге.
И арабам все это понравилось. И мы сейчас открываем российско-арабский экспортный центр. То есть любой человек, не выезжая из России, может открыть за пять дней компанию в ОАЭ. И выйти на международный рынок.

 

Ценить таланты

— На StartUp Show могут приходить только частные инвесторы или из госструктур тоже?

— Конечно. Например, есть проектный офис Минспорта РФ. На прошлом шоу они обсуждали вложения в сумме 5 млн рублей в один из стартапов спортивной тематики. На позапрошлом мероприятии они дали одному из проектов прямо на сцене чек на 10 млн. Потому что проект подошел под тему ЗОЖ. И мы по примеру Минспорта ожидаем инициативы и от других госорганов.

— Вспомнилась запись вашего шоу за 2016 год, где ребята представляли светильники, работающие без подзарядки 5 лет. Эта идея выстрелила?

— Не скажу точно, потому что участвовать в сделках мы начали лишь с недавнего времени. Наша задача раньше была нейтральной. Судя по их соцсетям, проект в России не пошел.

— Почему?

— Нужен был тут Сикорский со своим вертолетом, Попов с радио, Зворыкин с телевидением? Мы не ценим наших людей. И многие уезжают. Кремниевая долина говорит по-русски, куда ни глянь. Тот же WhatsApp — среди создателей Ян Кум из Киева, Skype — это эстонские программисты, игра World of Tanks — белорусы, Telegram — Павел Дуров из Питера, глобальное туристское онлайн-агентство Anywayanyday — тоже наш парень Кирилл Подольский.

— Вот сидит в провинции самородок, который что-то изобрел. Куда ему податься? К вам?

— Если есть ноу-хау и есть патент, то это к нам. Если нет патента — поможем зарегистрировать. В любом случае не надо сидеть и киснуть — нужно двигаться.

— Если он приехал, выступил на шоу и что-то не получилось, какой совет?

— Доработать идею, подтянуть презентацию и выступить еще раз.

— Нет желания создать для инвесторов соцсеть?

— А она уже есть. Это краудинвестинговая платформа StartTrack. Это наши партнеры.

— К какой экосистеме вы стремитесь в итоге?

— Первое — это шоу, место встречи офлайн, второе — инвестплатформы StartTrack и Startup Shop. Возможно, сделаем что-то вроде Silicon Valley Bank, то есть банк чисто для предпринимателей. Когда банк следит за динамикой бизнеса и может тебе оперативно дать нужную сумму под небольшой процент под какую-то текущую задачу или процесс. Ну и конечно, выход на международный уровень — хотим проводить шоу по всему миру.

 Беседовал Николай Алексеев

Фото: из личного архива Ивана Алехина

09.12.2019
инновации

Техногиганты в этом году потратят 200 млрд долларов на ИИ

 

#, ,
инновации

Затраты организаций на внедрение и использование ИИ-технологий

 

#, , , ,
инновации

Техногиганты в этом году потратят 200 млрд долларов на ИИ

 

#, ,
инновации

Затраты организаций на внедрение и использование ИИ-технологий

 

#, , , ,

No Banner to display

анонсы
мероприятий