журнал стратегия

#журнал стратегия

Смартфоны и умные колонки: на покупки каких технических новинок россияне идут охотнее всего

Чаще всего россияне приобретают новые смартфоны и умные колонки. Их возраст в большинстве случаев составляет менее года. Об этом говорится в первом номере «Барометра экономического поведения домохозяйств в России», вышедшем под редакцией О.В. Синявской. Материал был подготовлен в рамках Большого проекта НИУ ВШЭ «Экономическое поведение домашних хозяйств».

Согласно данным НИУ ВШЭ, реже других вещей россияне обновляют предметы бытовой техники с относительно большим сроком службы. Более чем у половины семей холодильники, стиральные машины, пылесосы и микроволновые печи куплены более 5 лет назад. Долго используются и развлекательные гаджеты: у 63% обладателей стереосистем и домашних кинотеатров они приобретены более 5 лет назад, схожая ситуация с цифровыми фото- и видеокамерами (68%) и электронными книгами (55%). Более того, компьютеры и ноутбуки тоже зачастую куплены еще в допандемийный период.

Между тем умные колонки, имеющиеся в семьях 16% опрошенных, в 34% случаев были куплены менее года назад. Еще один часто обновляемый гаджет — смартфон. Он имеется у подавляющего большинства россиян (86%), при этом 20% владельцев приобрели его в течение последних 12 месяцев. К этой же категории относятся кофемашины (12% куплены менее года назад), игровые приставки (12%) и планшеты (11%). Отчасти стремление обновлять смартфоны, планшеты, умные колонки и т. п. связано с непрерывным совершенствованием моделей и пополнением ассортимента, провоцирующими эффект морального устаревания имеющихся в пользовании гаджетов, поясняют эксперты.

Ожидаемо в числе активно использующих и обновляющих гаджеты — молодые люди (например, смартфон куплен менее года назад у 34% респондентов 18–24 лет и только у 7% возрастной группы 65+). Интересно, что у жителей столичных регионов некоторые инновационные гаджеты, такие как умные колонки, оказываются более старыми, чем у остальных россиян, так как они раньше начали осваивать такого рода устройства.

В целом данные, полученные в ходе опроса НИУ ВШЭ, подтверждают обеспеченность российских семей разнообразными товарами длительного пользования.

Так, согласно Росстату (на 2022 г.), российские семьи повсеместно обеспечены смартфонами, телевизорами, холодильниками, микроволновыми печами, стиральными машинами, пылесосами.

Расходы семей на приобретение бытовой техники и электроники в 2023 году не менялись и в среднем составляли 24–25 тысяч рублей в расчете на 3 месяца, предшествовавших опросу.

Как отмечают исследователи, российский рынок электроники и бытовой техники затронули санкционные ограничения, однако компенсировать последствия позволил параллельный импорт, а также временное поднятие лимита беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.

Приложения:
 
Наличие и период приобретения товаров длительного пользования в домохозяйствах, %

Товары длительного пользования, приобретенные менее года назад, % (приведены данные только по тем товарам, которые купили в течение последнего года не менее 10% населения)

Источник: ЭПДХ-1, 2023

Данные об исследовании

Первый в 2024 году выпуск «Барометра экономического поведения домашних хозяйств» представляет результаты статистического мониторинга занятости и потребительских расходов населения России по январь 2024 года включительно. Изучаются особенности экономического поведения населения на данных регулярного опроса «Экономическое поведение домашних хозяйств», охватывающего население России и реализуемого в НИУ ВШЭ с июня 2023 года (далее — ЭПДХ ВШЭ). Всего на данный момент проведено три волны исследования: ЭПДХ-1 — июнь — июль 2023 года, ЭПДХ-2 — сентябрь — ноябрь 2023 года, ЭПДХ-3 — декабрь 2023 года — февраль 2024 года.

Обследование проводится методом личного интервью с населением в возрасте 18 лет и старше по репрезентативной в масштабах страны выборке в 55 регионах Российской Федерации: ЭПДХ-1 — 6000 человек, ЭПДХ-2 —6079 человек, ЭПДХ-3 — 6809 человек.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,