«Ангелы» — это люди

oooo.plus_341

Авиация общего назначения — это союз частных пилотов, сотрудников небольших аэродромов, конструкторов, механиков, диспетчеров и многих других. Большой организм, живущий по правилам взаимовыручки. Только в такой среде мог родиться «Ангел».

Официально год рождения вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел» — 2013-й. Но все началось несколько раньше. В Калужской области осенью 2011 года искали мужчину, который ушел в лес и не вернулся. Поиск затрудняло большое количество полей с высокой травой. Такие участки невозможно осматривать пешком — нужны сотни людей. На автомобиле проезжать опасно — можно случайно задавить лежащего на земле человека. Зато поля можно осмотреть с воздуха. Именно с такой просьбой координаторы «Лиза Алерт», которые искали пропавшего, обратились в межрегиональную общественную организацию пилотов и граждан — владельцев судов АОПА-Россия. «Мне позвонили и сказали: «Саша, у тебя шило в одном месте, там просят помочь найти пропавшего, лети давай!» — рассказывает руководитель ВПСО «Ангел» Александр Михайлов. — Ну я и полетел. Потом попросили помочь в поисках мальчика с аутизмом в районе Мытищ. Туда мы первый раз полетели именно на вертолете. За штурвалом был Михаил Фарих».

Найти человека с воздуха задача непростая. Во-первых, в лесу плохой обзор из-за крон деревьев. Во-вторых, люди одеваются в лес так, будто собираются маскироваться от грибов и ягод. Если же искать человека в поле, вспаханном под посев, можно тоже не увидеть его.

Сейчас ВПСО «Ангел» — это сформированная команда пилотов, координаторов, наблюдателей. До 2015 года работа по поиску пропавшего с воздуха целиком ложилась на плечи, а точнее, на глаза пилота и наблюдателя. Часто вертолет летал несколько часов подряд и никого не находил. Даже поиски упавших воздушных судов заканчивались тем, что их находили с земли. Вопрос безопасности в этом смысле касается всех, именно поэтому пилоты «Ангела» не летают без трекеров, отчитываясь обо всех этапах поиска. Ведь на земле следят за каждым вылетом, ждут экипажи домой.

Снимок

В вертолетном отряде выручают не только вертолеты, но в некоторых регионах и самолеты, и дельтапланы, и парапланы. Кроме того, во время любого полета просто по делам пилоты видят возникновение природных пожаров и могут в оперативном режиме передать эту информацию экстренным службам. С этим тоже пришлось поработать — вот видишь с воздуха пожар, пытаешься сообщить в МЧС, а там просят координаты, а ты уже пролетел и можешь сказать только примерно.

«Для удобства всех участников процесса мы сделали бесплатное приложение «Ангел Камера», — объясняет руководитель ВПСО Александр Михайлов. — Им очень просто пользоваться: открыл, приложение само определило координаты, сделал фото и нажал «отправить». Это письмо придет дежурным «Ангела», которые перенаправят информацию в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС нужного региона».

«Вторая техническая проблема, с которой мы столкнулись, — это формат координат, — продолжает Александр Михайлов. — Одни и те же цифры, записанные в другом формате, — это разница в несколько километров. То есть мы отправили информацию о пожаре, а люди приехали его тушить совсем в другое место. Или передали координаты точки, где нашли пропавшего, туда нужно только прийти и вывести его. Если, конечно, координаты верно вбить».

Так появился «Ангел Калькулятор» — программа, которая пересчитывает любые координаты во всех форматах. Вообще у пилотов все очень строго: как вести себя рядом с вертолетом, как внутри, что делать, если летишь на задачу. Технике безопасности уделяется большое внимание. Оказалось, искать людей с воздуха — целая наука. К примеру, если лететь выше, то больше шансов, что человек из леса увидит воздушное судно. Но на большей высоте очень плохая сотовая связь. Еще нужно учитывать целый спектр нюансов: ветер, местность, влажность — все это может повлиять на качество распространения звука. Человек может слышать лопасти вертолета, а на самом деле находиться в нескольких километрах от этого места. 

В сентябре 2017 года отряд «Лиза Алерт» получил и обработал несколько сотен заявок в Москве и Московской области. Каждая заявка выглядит как сводка происшествия: Ф. И. О. (если есть), где и когда заблудился, номер телефона (если еще работает и был с собой). Каждую заявку необходимо прозвонить, выяснить все нужные для вылета данные. А если в ней указан только телефон пропавшего, то важно сохранить ему заряд до прилета спасателей.

Снимок1

Осень — жаркий сезон, заявки на поиск сыплются ежедневно, а это значит, что всем поисковикам и на земле, и в воздухе придется ежедневно дежурить. Вот ушла бабушка по грибы, заблудилась и позвонила дочери только когда уже стало темнеть. Хорошо, что телефон обычный кнопочный, долго держит заряд. Вот семья — мама, папа и ребенок — заплутали в буреломе и не могут выбраться. Семейная пара, пожилые люди, семья с ребенком и мамой на восьмом месяце беременности, двое пацанов побежали за ежиком в лес, отставной военный, бывший летчик, детский врач, менеджер среднего звена, руководитель компании, тележурналист, пиарщик, инженер, чиновник — заблудиться в лесу может любой. И когда поступает заявка, никто не выясняет место работы, социальный статус — только самочувствие, работает ли телефон, есть ли спички и во что одеты пропавшие. 

Сейчас поиск может занять всего несколько минут. Это результат общей деятельности добровольцев по поиску пропавших. Теперь звонок из 112 дублируется в «Лиза Алерт» с минимально возможной задержкой. Как правило, в этот момент у потерявшихся еще работает телефон. Тогда вертолет летит на место поиска и связывается с воздуха с пропавшим, задавая вопросы, видит ли он воздушное судно или слышит его. Когда пилот слышит во время телефонного разговора звук лопастей своего вертолета в трубке — бинго! — найден. Дальше работа ведется наземными службами и добровольцами, авиация присылает им координаты, где был найден человек, и они приходят по указанной точке забрать «потеряшку» домой.

Пилоты вообще очень чутко относятся к просьбам о помощи: будь то помощь в поиске или полет в подарок больному ребенку. Нет никого более влюбленного в небо, чем частные пилоты малой авиации. И они очень стараются эту любовь масштабировать, передавать и хранить. Ведь «Ангел» — это люди.

Автор: Ирина Воробьёва

Категория: Статьи

Новости по теме:

Львиная доля: немецкая воля и русский размах

Россия всегда слыла страной неограниченных возможностей — особенно для бизнесменов из Германии. Колумнист Журнала Стратегия Ксения Друговейко рассказывает о «хлопковом короле» Российской империи Людвиге (Льве Герасимовиче) Кнопе — предпринимателе, для которого государственные границы были столь же условны, сколь линия экватора.