Остаться на плаву

Российская промышленность в последний год испытывает колоссальное давление как с политической точки зрения, так и с экономической. Наиболее крупные ее секторы традиционно оказываются наименее гибкими. Однако в безвыходной ситуации и они находят способы остаться на плаву. Один из таких секторов – судостроение. В материале Журнала Стратегия – топ-5 классических проблем этой отрасли и способы их решения.

Санкционный поворот

В 2014 году в России было поставлено 19 гражданских судов суммарным дедвейтом 608,5 тысячи тонн. И это меньше показателя предыдущего года на 27%. Министерство промышленности и торговли РФ признает, что отрасль столкнулась с серьезными вызовами, реагировать на которые пришлось в сжатые сроки. Полтора года прошло с момента введения санкций, однако значительная часть продукции, необходимой российским судоверфям, производится за рубежом.

Особенных успехов замещения иностранной номенклатуры замечено не было, виной тому, считают эксперты, неповоротливая государственная машина. Однако есть и хорошие новости – представители Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) отметили в интервью Журналу Стратегия, что прорывные проекты возможно реализовывать и «сольно», силами ОСК, и в кооперации с иностранными партнерами, которые, несмотря ни на что, не отказались от сотрудничества с Россией.

«В корпорации достаточно талантливых инженеров-проектировщиков, обладающих необходимыми компетенциями для создания инновационных проектов. Своими силами ОСК уже реализует, например, проект строительства первого в мире ледокола на СПГ, это будет самый мощный в мире атомный ледокол. Можно вспомнить и построенную на «Севмаше» единственную платформу, ведущую добычу нефти на российском арктическом шельфе – «Приразломная», – отмечают в ОСК и подчеркивают, что в гражданском сегменте важнее не заместить импортную продукцию на 100%, а точно выбрать направление технологической кооперации, чтобы впоследствии локализовать производство. Так, с крупнейшим голландским производителем дноуглубительной техники IHC Merwede подписано соглашение, которое положит начало возможной локализации производства оборудования этой компании. Производитель винтов и валов для судов различных классов – голландская компания Maprom заявляет о готовности открыть производство в Особой экономической зоне «Лотос».

«Кораблесерийность»

«Российские верфи не могут сформировать привлекательные по соотношению цены и качества предложения в ряде ключевых сегментов гражданского судостроения. Причина тому – низкий уровень серийности», – отмечает глава «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В ОСК признают, что выход на серийность крайне важен. Это существенным образом снизит трудозатраты и приведет к удешевлению проектов. Чтобы обеспечить этот аспект производства и наладить четкую систему взаимодействия всех участников рынка, реализуется федеральная программа развития судостроения до 2030 года. Аналогичным целеуказующим инструментом планирования является ФЦП «Развитие оборонно- промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года». Кроме того, разрабатываются аналогичные региональные программы. Например, Крыловский ГНЦ будет готовить такой документ по заказу Ленобласти, сообщает ОСК. В то же время продолжает расти доля оборонного заказа. В стоимостном выражении военное кораблестроение по итогам девяти месяцев 2015 года обеспечило практически весь объем заказов российских верфей – его доля превысила 90% (60 млрд рублей).

icons-02

Средний возраст речного флота в России составляет более 33 лет. Потребности в обновлении речного флота на следующие 15 лет оцениваются в 300 судов. Потребности в судах «река–море» – 450–500 единиц.

Потребность в новом

Эксперты буквально кричат о срочной необходимости строить высокотехнологичный флот нового поколения. Но пока не все типы судов в России могут производить. Так, например, ни одна российская верфь не может похвастаться тем, что способна создать, например, ярусолов. А между тем это одно из самых востребованных рыболовецких судов.

Модернизация и инновационное развитие – дела очень затратные. ОСК признает, что это не очень просто, как и все высокотехнологичное, но вполне осуществимо. Работа в части инноваций и научно-исследовательской деятельности – одно из приоритетных направлений в судостроении.

Общий объем выполненных в ОСК научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР) в 2014 году составил 2,4 млрд рублей.

В результате количество патентов, полученных предприятиями ОСК в 2014 году, составило 40 единиц, что в 2,5 раза больше запланированного. Для создания современных образцов комплектующего оборудования кораблей и судов в ОСК выполняется более 400 опытно- конструкторских работ и их составных частей.

В ОСК и по заказам корпорации создаются новые образцы энергетических установок, дизель-генераторы, преобразователи, насосное оборудование, интегрированные комплексы связи, гидроакустики, навигации и др.

Кроме того, чтобы делать более качественные и безопасные суда, ОСК стремится поддерживать преемственность инженерно-технических специалистов в сфере проектирования и строительства.

Россия на мировом судостроительном рынке является достаточно заметным инвестором. По итогам 2014 года на долю России пришлось 13% объема инвестиций стран Европы или 4,5% мирового объема инвестиций в новые суда.

Мировой портфель

Проблемы с экспортом российского продукта отрасли судостроения неравномерно распределены по сегментам производства. Однако мировые тенденции не могут не тревожить судостроителей. На глобальном рынке сейчас царит кризис перепроизводства: он возник из-за большого количества заказов на постройку грузовых судов, а это не отвечало реальным потребностям морского торгового флота.

Прогнозы неутешительные. Сейчас, по данным консалтинговой компании Clarkson Research, наблюдается самое сильное падение рынка судостроения начиная с 2004 года. Ближайшие 2–3 года будут провальными даже для лидеров отрасли – Китая и Южной Кореи. Тем не менее российская продукция военного назначения и танкеры пользуются значительным спросом.

В дополнение к традиционной поставке военно-морской техники ОСК включает в пакет своих экспортных предложений широкие возможности по научно-техническому сотрудничеству с ведущими проектными организациями, сервисному обслуживанию и техническую помощь в строительстве на верфях заказчика.

Что касается гражданского судостроения, у российских верфей ОСК накоплен значительный опыт и имеются конкурентные преимущества в строительстве судов ледового класса и класса «река-море». В частности, это относится к морской технике для работы на Арктическом шельфе и на Северном морском пути. Есть совместные планы и программы освоения и исследования Арктики и Антарктики с Аргентиной. В рамках этих проектов партнеры ОСК высказывают заинтересованность в ледоколах и судах ледовой проводки.

Финская верфь Arctech Helsinki Shipyard, которая принадлежит ОСК, строит первый в мире ледокол на СПГ для транспортного агентства Финляндии. Много строится для иностранных заказчиков на «Красном Сормове» в Нижнем Новгороде. В 2009–2013 годах завод исполнил контракты на шесть танкеров проектов RST22 и 19900 для Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана.

А сейчас ждем результатов рассмотрения заявки этим же заказчиком на поставку нефтеналивного танкера и двух транспортно-буксирных судов для обслуживания морских буровых платформ. Для компании из ОАЭ Dragon Oil «Каспийская Энергия» изготовила крановое судно и стационарную платформу «Жданов-А», а для казахстанских заказчиков строит буксиры.

Произведенную нами военно-морскую технику и вооружение традиционно отличают высокая надежность в сочетании с боевой эффективностью, простотой обслуживания и экономичностью в эксплуатации. Экспорт нашей продукции военного назначения осуществляется в 20 стран мира.

Алексей Рахманов, президент АО «ОСК»

Верфи полны?

Как показывает рейтинг «INFOline- Аналитика», по итогам девяти месяцев 2015 года количество гражданских судов и военных кораблей, построенных на российских верфях, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%, до 98 единиц. При этом совокупный тоннаж сданных судов сократился почти в 2,8 раза, с 327 тысяч до 117,5 тысяч тонн. В денежном выражении рынок упал на 24%, до 65,8 млрд рублей. Таким образом, после активного роста количества сданных заказов в 2012– 2014 годах российское судостроение демонстрирует негативную динамику уже второй год подряд (в 2014 году количество построенных судов упало на 41%, до 177 штук).

Объединенная судостроительная компания не отрицает такого падения, но заявляет, что предприятия загружены заказами в достаточной степени. По словам представителей ОСК, растущий в последнее время объем гособоронзаказа почти по всем направлениям дал ощутимую загрузку предприятиям кооперации, в частности, производителям главных энергетических установок, вооружения, основных общекорабельных систем.

Кроме того, ОСК реализует амбициозную программу модернизации верфей. На Средне-Невском судостроительном заводе ведется реконструкция и техническое перевооружение действующего стеклопластикового производства, техническое перевооружение производственных мощностей металлического судостроения и спусковых устройств.

На судостроительном заводе «Лотос» – установка производственной линии обработки металлопроката и установка плазменной резки металла. На Хабаровском заводе – модернизация спусковых устройств, совершенствование производственных процессов. Создается современнейший судостроительный комплекс с сухим доком и эллингом со стапельной площадкой на территории «Северной верфи».

С 1903 по 2013 годы в России было построено 3 284 пассажирских судна. С 2010 по 2013 год было построено только 31 судно.

В этом году заложено семь новых танкеров, химовозов и сухогрузов на верфях ОСК. Средне-Невский судостроительный завод передал заказчику целую серию буксиров. Выборгский и Балтийский заводы загружены гражданскими заказами вплоть до 2018 года. Находятся в работе или готовятся к закладке 17 ледоколов и судов ледового класса. В обозримой перспективе нефтяники и газовики будут нуждаться в целом комплексе ледоколов, судов обслуживания полуледового класса, буксиров, судов снабжения, аварийно- спасательных, водолазных судов.

В 2015 году верфи ОСК уже спустили на воду и передали заказчику 11 судов и объектов морской техники, всего до конца года планируется сдать заказчикам 17 объектов. Таким образом, отмечают в ОСК, сделаны очень существенные шаги для нормализации ситуации и оздоровления всей отрасли.

Автор: Екатерина Пронина

Новости по теме:

Тот самый «Интурист»

В 2011 году известный отечественный туроператор «Интурист» и первая в мире туристическая компания Thomas Cook объединили усилия, образовав совместное предприятие в России. Что изменилось за эти годы, какие направления развивает «Интурист» и чем живет туристический бизнес, рассказал Журналу Стратегия генеральный директор ведущего туроператора по въездному туризму Intourist Thomas Cook Леонид Мармер.

Правильные приоритеты

Президентский указ «Основы государственной политики регионального развития России до 2025 года» предполагает стимулирование территорий к наращиванию экономического потенциала. Вывести регион на качественно новый уровень — задача управленцев. О привлечении инвестиций, внедрении цифровых технологий и уникальном инновационном производстве Журнал Стратегия поговорил с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым.

Экосистема для бизнеса новых технологий

Первые бизнес-инкубаторы и акселераторы начали появляться в мире для поддержки молодых предпринимателей в конце 60-х годов. Широкое распространение они получили в начале нулевых. В России средний возраст их составляет семь лет. Главная их задача – выводить на рынок инновационные проекты, помогая монетизировать научные разработки исследователей, поддерживать компании на ранних этапах развития. Что изменилось с начала запуска этих проектов, рассказали эксперты в блиц-интервью Журналу Стратегия.