В погоне за трендом

strategy_31_full_print-734

Еще вчера самыми популярными специальностями считались «юриспруденция» и «экономика». Но сегодня, когда 3D-принтеры печатают человеческие органы, а в Великобритании инвестируют миллионы в подготовку ассистентов для роботов, пришло время новых профессий. Российские и зарубежные вузы, чтобы соответствовать требованиям времени, открывают новые факультеты. Какие специальности будут востребованы завтра? И где студенты смогут получить соответствующее образование?

В конце 2017 года ВЦИОМ представил исследование «Профессии: предпочтения и выбор россиян». Так, наши соотечественники — 33% опрошенных — возлагают большие надежды на высокотехнологичное производство. IT-технологии на втором месте среди предпочтений россиян — 26%, здравоохранение и социальные услуги выбрали 24%. Менее 1% респондентов считают перспективными рабочие специальности.

Роботизация и освоение космоса сделали реальными профессии, казавшиеся вчера фантастическими. К примеру, космический работник — это уже не только космонавт, ученые прогнозируют, что в ближайшем будущем появятся вакансии архитекторов и гидов, работающих в тяжелых внеземных условиях. Медицинской отрасли в скором могут понадобиться работники, использующие нанороботов, специалисты по выращиванию органов, нейрохирурги по работе с памятью. Сферам строительства, архитектуры и дизайна будут нужны планировщики «умного города», архитекторы смарт-сетей, архитекторы дополненной реальности, дизайнеры одежды, напечатанной на 3D-принтере.

Эксперты среди наиболее перспективных отраслей выделяют робототехнику, IT, менеджмент, химию и биологию. Следовательно, выбирая между профессиями архивариуса и программиста, лучше остановиться на втором варианте. В тренде остаются и инженерные специальности. Не грозит остаться без работы проектировщикам и архитекторам.

Обобщив, можно сказать, что сегодня наиболее востребованы специальности, соответствующие STEM-модели образования. Ее составляющие — наука, техника, инженерия, математика (science, technology, engineering, mathematics). Однако не все так однозначно: отчеты по трудоустройству в США показывают, что в STEM сегодня по-настоящему прибыльное направление только T — technology. Согласно данным сайта вакансий Glassdoor у IT-специалистов и представителей традиционной науки большая разница в доходе. Так, средний годовой заработок выпускников по профилю Computer Science — 70 000 долларов, а, к примеру, биохимиков — всего 46 000.

При этом на рынке труда все чаще отмечают ценность гуманитарного образования. Некоторые эксперты предполагают, что скоро STEM превратится в STEAM, где A — arts — гуманитарные дисциплины. Гибрид наук необходим, поскольку зачастую генетикам и компьютерным разработчикам не хватает познаний в этике, а инженерам — психологических навыков. Как пример, вакансия «разработчик для Siri с психологическим образованием» корпорации Apple.

Наука постепенно выходит на междисциплинарный уровень. На стыке наук появляются, например, такие профессии: молекулярный диетолог, биоинженер, энергоаудитор, сити-фермер и другие, объединяющие разные дисциплины. А для такой новой системы организации науки, соответственно, нужна и новая, междисциплинарная, система образования.

6  

Не так важно, какую именно сферу вы выберете для работы. Значим набор профессиональных компетенций, которые вы будете использовать в течение жизни, вполне вероятно, не раз меняя профессию. Перспективность карьеры не определяется отраслями, как мы все привыкли думать. Конечно, есть безусловно востребованные профессии, например, в области медицины, агроотрасли, оборонной промышленности. Однако при выборе сферы я рекомендую оценивать ее не по абстрактной перспективности, а следуя за своими целями, интересами, талантами. Каждому молодому специалисту в первую очередь необходимы профессиональные и отраслевые знания, затем — современные инструменты, которые используются в профессиональном направлении, далее — смежные навыки: системные, информационные, аналитические, языковые и так называемые soft skills.

Алена Владимирская, хедхантер, эксперт в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство» и автор уникальной методики подростковой профориентации

Где такому учат?

Если говорить о междисциплинарном образовании в целом, то оно уже давно практикуется в ведущих мировых, в том числе российских, вузах. Но широко представлено в области исключительно гуманитарных либо технических наук. Задачи междисциплинарного образования успешно решаются во многих университетах Европы, к примеру в Университете Линчёпинга в Швеции, в британских университетах — Лидсе, Кингстоне.

Сегодня новый мировой тренд научного развития — НБИК-конвергенция: сближение нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий. В России потребность в подготовке специалистов совершенно нового типа возникла в начале 2000-х годов, когда у нас, как и во всем мире, была запущена программа нанотехнологий. Отсюда и родилась идея конвергенции нано-, био-, информационных и когнитивных технологий, а позднее к ним добавились и социогуманитарные.

Первыми междисциплинарный подход к образованию применили в МГУ имени Ломоносова, образовав кафедру нанотехнологий на базе физико-математического блока. Здесь наряду с техническими дисциплинами преподавали естественные: химию, биологию, информационные, когнитивные науки. Это стало неким толчком — подобные кафедры стали открываться во многих университетах страны.

Следующим из российских вузов, выпускающих «физиков с элементами лирики», стал МФТИ. Сегодня в России междисциплинарным образованием занимаются порядка 30 базовых кафедр в МГУ, СПбГУ, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИРЭА и других вузах и научных институтах.

За рубежом также предпринимают попытки слияния гуманитарного и технического знания в системе образования. Так, Корнеллский университет в США инвестирует 20 млн долларов в программу для студентов гуманитарных специальностей, направленную на приобретение технологических навыков.

strategy_31_full_print-736

Зарубежные знания

Несмотря на новые тенденции, излюбленными факультетами российских студентов за рубежом пока остаются бизнес и менеджмент. В список направлений-лидеров также входят IT и технологии, инженерные специальности, медицина, дизайн и искусство. Это связано с тем, что иностранные дипломы по этим специальностям более востребованы на международном уровне, чем российские.

Сами студенты считают, что зарубежное образование существенно увеличивает их шансы на успешное трудоустройство и более высокую заработную плату. Однако, по мнению хедхантера, основателя проекта «Антирабство» Алены Владимирской, в вопросе востребованности на рынке труда россиян с иностранным дипломом не может быть однозначного ответа: здесь все очень сильно зависит от профессионального направления.

«Есть направления (например, медицина или юриспруденция), где без российской сертификации попросту нельзя работать, даже если вы окончили университет, входящий в Лигу плюща. Есть направления, для успешной работы в которых нужно знать ментальность и специфику рынка (например, образование, маркетинг, ритейл). Поэтому если за время обучения за рубежом вы никак не соприкасались с этой спецификой, то работать здесь потом будет сложно. Довольно часто получается, что для работы и карьеры в Российской Федерации лучше получать местное образование. Ведь достойное высшее образование в России — это не миф. Конечно, если человек планирует в дальнейшем строить свою карьеру за рубежом, то и учиться лучше там же», — считает рекрутер.

По данным UNESCO, сегодня за границей получает образование более 60 тысяч студентов из России, что составляет 1,5% от общемирового количества. Самая популярная страна среди российских учащихся — Германия, затем США и Чехия. Многие наши соотечественники за дипломами также отправляются в Великобританию, Францию, Украину, Финляндию, Беларусь и Италию. Чуть меньшей популярностью среди русских студентов пользуются страны Африки и экзотические островные государства.

Иностранцы в России

Сейчас в России учится 273 тысячи иностранных студентов — это 5,5% от общего числа.

По словам министра просвещения Российский Федерации Ольги Васильевой, к 2025 году их количество может достигнуть 760 тысяч. Большинство иностранцев в российских вузах — это жители стран СНГ, а также студенты из Китая, Вьетнама, Сирии, Намибии, Южно-Африканской Республики.

Самые популярные специальности у зарубежной молодежи: «лечебное дело», «юриспруденция», «стоматология», «международные отношения», «филология», «строительство», «нефтегазовое дело» и «лингвистика».

Интерес к российским вузам обусловлен прежде всего соотношением «цена — качество». К тому же с каждым годом российское образование становится более доступным: в законодательство вносятся поправки, зарубежным аспирантам в ряде учебных заведений предоставляется право защиты диссертации на иностранном языке, регистрация студенту-иностранцу теперь дается на весь срок обучения, функционирует интернет- портал Russia.Study, облегчающий процесс подачи документов в вузы России.

Есть, конечно, и трудности, главная из которых — знание русского языка. Одного года обучения «великому и могучему» на подготовительном отделении, конечно, недостаточно. Сейчас рассматривается предложение обучать потенциальных студентов русскому на базе крупных вузов в их странах.

Российское высшее образование ценится на международной арене. Это подтверждает в том числе и высокий спрос на отечественных специалистов. «На российском рынке иностранные компании ищут в основном инженеров и программистов», — отметила рекрутер Алена Владимирская. К тому же эксперт подчеркивает, что поступать можно куда угодно, главное при этом следить за научными открытиями и разработками в своей отрасли.

Современный мир достаточно жесток к тем, кто не желает или не успевает меняться. Крайне важно быть профессионально гибким и адаптированным к рынку, не думать, что, отучившись единожды в вузе, больше никогда не придется грызть гранит науки. Обучение через всю жизнь должно стать нашей повседневной реальностью.

Снимок

 

Автор: Александра Реброва

Категория: Статьи

Новости по теме:

Распутья Шелкового пути

Спустя четыре года после выдвижения китайским руководством масштабной инициативы «Один пояс — один путь», более известной среди широкой аудитории под названием «Новый Шелковый путь», некоторые из ее результатов уже обрели зримые очертания.

Космические перспективы «Интернета вещей»

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса ФГУП «Космическая связь» Ксения Дроздова рассказывает, как повлиял «Интернет вещей» на прогресс в развивающихся странах, и сможет ли он улучшить жизни миллиардов людей.

Объединяя потенциал

Стремительное развитие высоких технологий в мире вынуждает страны конкурировать на уровне производства наукоемких изделий. Ключевая роль в экономике будущего отводится взаимодействию науки и бизнеса. Новые условия, несомненно, требуют новых двигателей и инструментов стимулирования инновационного развития. Один из таких механизмов — образование кластеров.