В погоне за трендом

strategy_31_full_print-734

Еще вчера самыми популярными специальностями считались «юриспруденция» и «экономика». Но сегодня, когда 3D-принтеры печатают человеческие органы, а в Великобритании инвестируют миллионы в подготовку ассистентов для роботов, пришло время новых профессий. Российские и зарубежные вузы, чтобы соответствовать требованиям времени, открывают новые факультеты. Какие специальности будут востребованы завтра? И где студенты смогут получить соответствующее образование?

В конце 2017 года ВЦИОМ представил исследование «Профессии: предпочтения и выбор россиян». Так, наши соотечественники — 33% опрошенных — возлагают большие надежды на высокотехнологичное производство. IT-технологии на втором месте среди предпочтений россиян — 26%, здравоохранение и социальные услуги выбрали 24%. Менее 1% респондентов считают перспективными рабочие специальности.

Роботизация и освоение космоса сделали реальными профессии, казавшиеся вчера фантастическими. К примеру, космический работник — это уже не только космонавт, ученые прогнозируют, что в ближайшем будущем появятся вакансии архитекторов и гидов, работающих в тяжелых внеземных условиях. Медицинской отрасли в скором могут понадобиться работники, использующие нанороботов, специалисты по выращиванию органов, нейрохирурги по работе с памятью. Сферам строительства, архитектуры и дизайна будут нужны планировщики «умного города», архитекторы смарт-сетей, архитекторы дополненной реальности, дизайнеры одежды, напечатанной на 3D-принтере.

Эксперты среди наиболее перспективных отраслей выделяют робототехнику, IT, менеджмент, химию и биологию. Следовательно, выбирая между профессиями архивариуса и программиста, лучше остановиться на втором варианте. В тренде остаются и инженерные специальности. Не грозит остаться без работы проектировщикам и архитекторам.

Обобщив, можно сказать, что сегодня наиболее востребованы специальности, соответствующие STEM-модели образования. Ее составляющие — наука, техника, инженерия, математика (science, technology, engineering, mathematics). Однако не все так однозначно: отчеты по трудоустройству в США показывают, что в STEM сегодня по-настоящему прибыльное направление только T — technology. Согласно данным сайта вакансий Glassdoor у IT-специалистов и представителей традиционной науки большая разница в доходе. Так, средний годовой заработок выпускников по профилю Computer Science — 70 000 долларов, а, к примеру, биохимиков — всего 46 000.

При этом на рынке труда все чаще отмечают ценность гуманитарного образования. Некоторые эксперты предполагают, что скоро STEM превратится в STEAM, где A — arts — гуманитарные дисциплины. Гибрид наук необходим, поскольку зачастую генетикам и компьютерным разработчикам не хватает познаний в этике, а инженерам — психологических навыков. Как пример, вакансия «разработчик для Siri с психологическим образованием» корпорации Apple.

Наука постепенно выходит на междисциплинарный уровень. На стыке наук появляются, например, такие профессии: молекулярный диетолог, биоинженер, энергоаудитор, сити-фермер и другие, объединяющие разные дисциплины. А для такой новой системы организации науки, соответственно, нужна и новая, междисциплинарная, система образования.

6  

Не так важно, какую именно сферу вы выберете для работы. Значим набор профессиональных компетенций, которые вы будете использовать в течение жизни, вполне вероятно, не раз меняя профессию. Перспективность карьеры не определяется отраслями, как мы все привыкли думать. Конечно, есть безусловно востребованные профессии, например, в области медицины, агроотрасли, оборонной промышленности. Однако при выборе сферы я рекомендую оценивать ее не по абстрактной перспективности, а следуя за своими целями, интересами, талантами. Каждому молодому специалисту в первую очередь необходимы профессиональные и отраслевые знания, затем — современные инструменты, которые используются в профессиональном направлении, далее — смежные навыки: системные, информационные, аналитические, языковые и так называемые soft skills.

Алена Владимирская, хедхантер, эксперт в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство» и автор уникальной методики подростковой профориентации

Где такому учат?

Если говорить о междисциплинарном образовании в целом, то оно уже давно практикуется в ведущих мировых, в том числе российских, вузах. Но широко представлено в области исключительно гуманитарных либо технических наук. Задачи междисциплинарного образования успешно решаются во многих университетах Европы, к примеру в Университете Линчёпинга в Швеции, в британских университетах — Лидсе, Кингстоне.

Сегодня новый мировой тренд научного развития — НБИК-конвергенция: сближение нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий. В России потребность в подготовке специалистов совершенно нового типа возникла в начале 2000-х годов, когда у нас, как и во всем мире, была запущена программа нанотехнологий. Отсюда и родилась идея конвергенции нано-, био-, информационных и когнитивных технологий, а позднее к ним добавились и социогуманитарные.

Первыми междисциплинарный подход к образованию применили в МГУ имени Ломоносова, образовав кафедру нанотехнологий на базе физико-математического блока. Здесь наряду с техническими дисциплинами преподавали естественные: химию, биологию, информационные, когнитивные науки. Это стало неким толчком — подобные кафедры стали открываться во многих университетах страны.

Следующим из российских вузов, выпускающих «физиков с элементами лирики», стал МФТИ. Сегодня в России междисциплинарным образованием занимаются порядка 30 базовых кафедр в МГУ, СПбГУ, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИРЭА и других вузах и научных институтах.

За рубежом также предпринимают попытки слияния гуманитарного и технического знания в системе образования. Так, Корнеллский университет в США инвестирует 20 млн долларов в программу для студентов гуманитарных специальностей, направленную на приобретение технологических навыков.

strategy_31_full_print-736

Зарубежные знания

Несмотря на новые тенденции, излюбленными факультетами российских студентов за рубежом пока остаются бизнес и менеджмент. В список направлений-лидеров также входят IT и технологии, инженерные специальности, медицина, дизайн и искусство. Это связано с тем, что иностранные дипломы по этим специальностям более востребованы на международном уровне, чем российские.

Сами студенты считают, что зарубежное образование существенно увеличивает их шансы на успешное трудоустройство и более высокую заработную плату. Однако, по мнению хедхантера, основателя проекта «Антирабство» Алены Владимирской, в вопросе востребованности на рынке труда россиян с иностранным дипломом не может быть однозначного ответа: здесь все очень сильно зависит от профессионального направления.

«Есть направления (например, медицина или юриспруденция), где без российской сертификации попросту нельзя работать, даже если вы окончили университет, входящий в Лигу плюща. Есть направления, для успешной работы в которых нужно знать ментальность и специфику рынка (например, образование, маркетинг, ритейл). Поэтому если за время обучения за рубежом вы никак не соприкасались с этой спецификой, то работать здесь потом будет сложно. Довольно часто получается, что для работы и карьеры в Российской Федерации лучше получать местное образование. Ведь достойное высшее образование в России — это не миф. Конечно, если человек планирует в дальнейшем строить свою карьеру за рубежом, то и учиться лучше там же», — считает рекрутер.

По данным UNESCO, сегодня за границей получает образование более 60 тысяч студентов из России, что составляет 1,5% от общемирового количества. Самая популярная страна среди российских учащихся — Германия, затем США и Чехия. Многие наши соотечественники за дипломами также отправляются в Великобританию, Францию, Украину, Финляндию, Беларусь и Италию. Чуть меньшей популярностью среди русских студентов пользуются страны Африки и экзотические островные государства.

Иностранцы в России

Сейчас в России учится 273 тысячи иностранных студентов — это 5,5% от общего числа.

По словам министра просвещения Российский Федерации Ольги Васильевой, к 2025 году их количество может достигнуть 760 тысяч. Большинство иностранцев в российских вузах — это жители стран СНГ, а также студенты из Китая, Вьетнама, Сирии, Намибии, Южно-Африканской Республики.

Самые популярные специальности у зарубежной молодежи: «лечебное дело», «юриспруденция», «стоматология», «международные отношения», «филология», «строительство», «нефтегазовое дело» и «лингвистика».

Интерес к российским вузам обусловлен прежде всего соотношением «цена — качество». К тому же с каждым годом российское образование становится более доступным: в законодательство вносятся поправки, зарубежным аспирантам в ряде учебных заведений предоставляется право защиты диссертации на иностранном языке, регистрация студенту-иностранцу теперь дается на весь срок обучения, функционирует интернет- портал Russia.Study, облегчающий процесс подачи документов в вузы России.

Есть, конечно, и трудности, главная из которых — знание русского языка. Одного года обучения «великому и могучему» на подготовительном отделении, конечно, недостаточно. Сейчас рассматривается предложение обучать потенциальных студентов русскому на базе крупных вузов в их странах.

Российское высшее образование ценится на международной арене. Это подтверждает в том числе и высокий спрос на отечественных специалистов. «На российском рынке иностранные компании ищут в основном инженеров и программистов», — отметила рекрутер Алена Владимирская. К тому же эксперт подчеркивает, что поступать можно куда угодно, главное при этом следить за научными открытиями и разработками в своей отрасли.

Современный мир достаточно жесток к тем, кто не желает или не успевает меняться. Крайне важно быть профессионально гибким и адаптированным к рынку, не думать, что, отучившись единожды в вузе, больше никогда не придется грызть гранит науки. Обучение через всю жизнь должно стать нашей повседневной реальностью.

Снимок

 

Автор: Александра Реброва

Категория: Статьи

Новости по теме:

Оазисы для инноваций

Курс на развитие инновационных технологий и создание благоприятной инвестиционной среды, в том числе в регионах, определен государством как один из основных для оздоровления экономики. Ключевой показатель инновационности региона — это эффективная кластерная политика. Сегодня в России утверждено 11 кластеров-лидеров мирового уровня, 10 из них находятся на территории АИРР.

Предъявите доказательства

Молодым профессионалам, привыкшим в период расцвета экономики получать престижную работу, не прилагая максимум усилий, придется изменить тактику поведения. Работодатели начали ужесточать требования и с особой тщательностью взвешивать «полезность» соискателей и сотрудников. Эта тема обсуждалась на сессии «Молодые профессионалы: кто они?» Гайдаровского форума — 2015. Что изменится в секторе молодежного кадрового рынка, Журналу Стратегия рассказали отраслевые эксперты.