Знания онлайн

shutterstock_579867070

В эпоху развития современных технологий система высшего образования претерпевает многочисленные трансформации. В частности, активно внедряются дистанционные формы обучения, которые меняют процесс получения знаний и подход к нему.

В 2012 году вышел закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который впервые легализовал и упорядочил дистанционное обучение. Для России это стало инновацией, хотя по всему миру уже давно практиковали такой вид получения знаний. В законе разъяснили понятия «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение». Диплом о высшем образовании, полученный в результате прохождения дистанционных направлений, приравняли к дипломам, выдаваемым в рамках очной, заочной или вечерней форм обучения.

Тем не менее к 2014 году только 4 из 28 московских вузов, входящих в рейтинг топ-100 России (Финансовый университет при Правительстве РФ, МИСиС, РГГУ, МИЭТ), применяли в своей учебной деятельности дистанционные образовательные технологии. На 2016 год, исходя из данных Росстата, доля образовательных учреждений Москвы, реализующих программы с использованием дистанционных технологий для реализации основных программ, составляла 42,1%. Активно дистанционные формы обучения применяются только в девяти московских вузах из 30, входящих в топ-100 рейтинга «Эксперт.РА» 2017 года. Далеко не все вузы готовы использовать технологии дистанционного обучения в своих процессах. Ведущие образовательные учреждения до сих пор медлят с переходом на современные форматы обучения и принятием инноваций в образовании. Зачастую дистанционный формат рассматривается только как дополнительный к заочному или очному образованию, то есть как своего рода одна из форм освоения учебной программы в вузе.

Популярные направления

Большинство вузов, в которых есть возможность приобретать знания дистанционно, технической направленности. Однако дистанционное обучение в этих университетах проводится чаще всего по гуманитарным специальностям. Наиболее распространенные специальности, получаемые в дистанционном формате — это «экономика», «менеджмент» и «юриспруденция». Значительную долю занимают технические специальности: «электроэнергетика и электротехника» и «строительство».

Среди дистанционных форм в топовых вузах редко встречаются образовательные программы по таким направлениям, как «бизнес-информатика», «реклама и связи с общественностью», «финансы и кредит», «прикладная информатика», «информатика и вычислительная техника», «технологическое предпринимательство», «журналистика», «психолого-педагогическое образование», «документоведение и архивоведение», «культурология», «программная инженерия». Наибольшее количество различных дистанционных программ обучения представлено в РГГУ и НИУ МЭИ. В 56% вузов с возможностью дистанционного обучения реализуются также программы подготовки бакалавров и магистров, в 33% обучают дистанционно только по программам бакалавриата и 11% — только по программам магистратуры.

Как правило, стандартная форма обучения заочная. При выборе этого формата студент получает индивидуальные логин и пароль для доступа к системе дистанционного обучения, в которой размещены учебные материалы.

В среднем цена за обучение по дистанционным программам составляет 106 431 рубль для бакалавриата, 140 400 — для магистратуры. Самое дорогое обучение по программам подготовки бакалавров в РЭУ им. Плеханова, по программам подготовки магистров — в МФТИ. На 2017 год примерные ежемесячные расходы студента в Москве, по данным официального сайта о высшем образовании в России для иностранцев Study in Russia, составляют 20 180 рублей. Итого около 250 000 рублей в год, что равняется стоимости полноценного образовательного курса дистанционно.

При этом у дистанционного образования есть и свои минусы. Это разнородность и несовершенность технических средств, коммуникационные провалы по каналу «преподаватель — студент», неэффективно разработанный учебно-методический комплекс, который обязательно должен быть адаптирован под данный образовательный формат, недостаточное количество практических занятий (особенно опасно для технических специальностей) и как личностный недостаток — это отсутствие самодисциплины.

Снимок

Кому выгодно?

Представители высшей школы и эксперты сходятся во мнении, что целевая аудитория дистанционного образования весьма широка и включает работающих граждан, студентов, которые хотят освоить еще одну или несколько специальностей, людей с ограниченными возможностями, женщин в декретном отпуске, военнослужащих, жителей отдаленных регионов России, иностранных граждан.

Такие разные представители целевой аудитории обладают схожими чертами: отличные навыки работы с компьютером и условно высокий уровень доходов. При этом они предъявляют два важных для них в данном случае требования к учебному процессу — качество дистанционных образовательных услуг и их объем, сопоставимый с обычными формами обучения. Поэтому перед высшей школой стоит сложная задача: предложить качественно новый продукт, опираясь на два пункта. Первый — эффективно разработанные учебно-методические комплексы, которые уже успешно применяются при стандартных образовательных формах. Второй — новые технические возможности, доступные и понятные для всех: от профессора до студента младших курсов.

Снимок

Для потребителей дистанционное обучение уменьшает расходы на получение образования, исключает необходимость прерывать рабочую деятельность и тратить время на дорогу до вуза. Материальная составляющая выгодна как студенту, так и университету. Студент избавлен от расходов на проживание, проезд, учебные материалы. Для университета снижаются затраты на организацию учебного процесса. Внедрение дистанционных форм дает большие преимущества всем сторонам обучения.

Самое важное — делает высшее образование более доступным. Поддержка такого формата в ведущих вузах важна с точки зрения позиционирования российского образования на мировых площадках, привлечения иностранных студентов и повышения образовательного уровня страны в целом.

Развитию дистанционного обучения сегодня способствуют и органы государственной власти. В начале 2018 года депутаты Госдумы раскритиковали Минобрнауки за то, что электронное обучение в вузах до сих пор не используется в полной мере. Депутаты рекомендовали правительству создать специальную комиссию по развитию индустрии электронного обучения в России.

Снимок

Автор: Надежда Федорова

Категория: Статьи

Новости по теме:

Не «проесть» резервы

Эксперты Гайдаровского форума — 2015 рассказали о возможных путях развития экономики России в меняющихся условиях. Основными темами для обсуждения стали падение цен на нефть, новая структура расходов и поиск возможностей для реализации проектов.

A posteriori: год экологии в России

Надо ли снижать выбросы парниковых газов и какова роль угольной генерации в долгосрочной перспективе с учетом решений, принятых в Париже? Целесообразно ли присоединение России к Парижскому соглашению и какие в этом кроются риски? На эти и другие вопросы Журналу Стратегия отвечают эксперты, вовлеченные в формирование экологической повестки дня в России.